Только что закончил читать новинку серии «Самая Страшная Книга», дилогию о Пиковой даме Максима Кабира, и спешу поделится впечатлениями, а также сделать сравнительный анализ с фильмом «Пиковая дама. Черный обряд» Святослава Подгаевского, по мотивам которого был написан роман. Я намеренно взял для разбора именно эту новеллу, и этот фильм, так как в свое время картина Подгаевского очень зацепила, чего я не могу сказать о второй части дилогии «Пиковая дама. Зазеркалье», снятой Александром Домогаровым-младшим.
Итак, роман, чем он концептуально отличается от одноименного фильма? Сюжетная канва в принципе та же; группа детей вызывает по шалости злобную сущность, и она маниакально начинает уничтожать участников обряда, подбираясь к девочке Ане. В сюжетной канве Кабир в общем-то следует фильму, но есть одно небольшое «но». Так, как описывает писатель те же по сути сцены умерщвления участников черного обряда, способны вызвать у читателя нервный тик. В этом плане Кабир — большой молодец, мастерски владеющий хоррор-манками, цепко хватающими читателя. В серии «Самая Страшная Книга» которую я читаю с 2017 года, очень небольшое количество пишущих владеет техникой не просто написать о чем-то страшном, но в прямом смысле создать подлинную визуализацию страшного момента чтобы читатель чувствовал его будто наяву. К счастью Максим Кабир — действительно мастер и виртуозно владеет подобной техникой. Это первая вещь, которую я читал у данного автора, и он подлинно стал для меня новым открытием в русскоязычном хорроре.
Опять же, если продолжать сравнивать с фильмом Подгаевского, то по стилю фильм можно назвать даже не хоррором, а этакой страшной городской сказкой со злобной ведьмой, перенесенной в городские декорации. Там, где Подгаевский обрывает хоррор-эпизоды, например с умерщвлениями ребят, буквально на полуслове, оставляя подробности убийств домысливать зрителю, Кабир идет до самого конца, описывая подобные сцены с ужасающими подробностями так, что страх хватает читателя ледяными пальцами за горло в буквальном смысле.
По фильму Подгаевского нет осмысления, что зеркальная демоница вездесуща. Мы видим, что она привязана к зеркалам и прочим атрибутам людского быта, но нет ее привязки ко всему окружающему миру, этого в фильме как-то не прочитывается. В романе у Кабира есть один лишь маленький, но настолько лютый по своей жуткости эпизод, который ясно показывает, что демоница свободно чувствует себя не только в зеркалах, но и во всём окружающем мире. Беснования демоницы в повести как правило подчеркнуты разгулом природной стихий; холод, дикий ветер, атакующий окна, лед и это работает на сюжет, невероятно работает. Фильм в этом плане, лишенный всех этих сюжетных красивостей, конечно весьма обделен, хотя в нем есть масса своих достоинств.
Так же в романе есть весьма неплохой эпизод, отсутствующий в фильме, с демоном, исполняющим желания и берущим плату за это. Демон имеет вид человека, но с кроличьей головой. Конечно введение данного персонажа существенно ничего нового не прибавляет к самой истории Пиковой Дамы, но в романе он вводит в сюжет дополнительную жуткую окраску. Мотив распада семьи, атакуемой беспощадным злом, также весьма сильно звучит, и в книге пожалуй даже сильнее.
Описание недобрых по виду городских окраин у автора удачно гармонирует с хоррором, сюжетом удачно оттеняя его. Вообще мир окружающий героев в этой новелле ужасающе недобрый, и не понимаешь, что страшнее — зеркала или эти пасмурные дворы окраины? Кажется, что спасения нет ни в чем и ни где; безнадега и липкий привкус кошмара передаются читателю, а герои выписаны по литературному очень выпукло и четко. Каждый — личность со своим личным кошмаром, придраться не к чему, и не хочется, за героев просто переживаешь лихорадочно перелистывая страницы.
Замечательный литературный хоррор, достойный войти со временем возможно даже в классику жанра. О «Пиковой даме. Зазеркалье» я еще расскажу на страницах Клуба, по прочтении этой вещи.
Добавить комментарий