КРИК-НОВОСТИ

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Вий» Гоголя – современное лайфхак-прочтение; как воспринимать и пугаться новому поколению.

 

Вий - иллюстрация 1Прежде чем говорить о «Вие» в наши дни, хочется сначала спросить; а знает ли вообще сегодняшнее юное поколение о литературном первоисточнике? Конечно этот вопрос кому-то покажется старческим нравоучением. Но таковым его справедливо посчитают лишь люди, для кого «Вий» в первую очередь – классическая повесть Николая Васильевича. Ведь если пройтись по среднестатистическим верхам эрудиции буквально сейчас, то часть рандомных опрашиваемых навскидку вспомнят кинопроект с Александром Петровым, отметив, что там есть серия под названием «Гоголь. Вий». Дальнейшим ходом мысли станет озарение, что до этого еще выходил «Вий 3D» с толпой звезд, а после ответ зайдет в тупик смутных воспоминаний школьной программы, что была там «какая-то книга».

Вий - иллюстрация 2Всё это отнюдь не ворчливая констатация деградации населения, что было бы оскорбительно-опрометчивым выводом, а лишь признание давно известного факта, что кино многим заменило литературу. Посмотреть фильм быстрее, интереснее (?) и куда менее напряжно для разума. А книга морально устарела, использует архаичные выражения и отнимает неоправданно много времени при жизни на высоких скоростях. Люди хотят думать и принимать решение клипово, мгновенно переключаясь на новую задачу, а не погружаться с головой в изучение чего-либо. И уж тем более в художественную книгу, с ее контентной водянистостью, когда в фильме уже убрали всё скучное и бездейственное, оставив самую суть истории и ключевые сюжетные повороты. А если в кинокартине всё ещё и переиначили, так это проблема писателя – значит «так себе» написал. Именно таким критериям отвечают вышеупомянутые новейшие псевдоэкранизации, и поэтому сюда не приплюсован легендарный фильм 1967 года, так как его преимущественно знают именно поклонники книжного оригинала, который мы и рассмотрим с позиции восприятия потенциальной целевой аудитории сегодняшнего дня.

Вий - иллюстрация 3Хорошо, если вы впервые открываете эту книгу сейчас, будучи почитателем классической литературы, до сих пор не добравшимся до «Вия». В таком случае вы готовы к внеформатному языку, определенным сложностям восприятия и неожиданным открытиям. По сути вам и не нужны лайфхаки для чтения, в силу целенаправленного выбора книги. Но что если вы – молодой поклонник современной хоррор-литературы, решивший ознакомиться с классической повестью XIX века, в силу ее кинематографической распиаренности? Тогда вам желательно представлять важные художественные особенности лежащей пред вами книги.

  • Старояз. Гоголь писал на родном для себя диалекте Малороссии, который синтаксически понятен, но содержит много малоизвестных слов, повсеместно не используемых сейчас. Поэтому запаситесь консервативным толстым словарем или держите Гугл наготове, так как к ним вам придется обращаться довольно часто. Конечно общий контекст повествования вы поймете интуитивно, но не отказывайте себе в удовольствии полномерно оценить красоту каждого предложения, коль уж взялись за Николая Васильевича. Разберитесь с каждым словосочетанием и почувствуйте себя реально продвинутым читателем. Также имейте в виду, что вопреки современным блогерским рекомендациям писать короткими предложениями, Гоголь смело «растекался мыслью по дереву» и выдавал длинные изящные словесные конструкции. Просто насладитесь ими, и воочию убедитесь, что писать хорошо – НЕ обязательно писать коротко.
  • Юмор, не противоречащий хоррору. Язык не повернется назвать «Вия» литературной комедией, ибо и в современном жанровом определении это настоящий мистический триллер. Другое дело, что Гоголю был свойственен ироничный стиль, но без тени оскорбления собственного народа. Николай Васильевич юмористически описывал разнообразный быт земляков, причем так усердно, что до начала конкретных ужасов большинство фраз в «Вие» может вызвать улыбку. Фактически это мастер-класс национальной колоритной прозы, где этнографические элементы представлены уважительно и весело одновременно.
  • Симбиоз разнообразных хоррор-приемов. Гоголь не пытался атмосферно подготавливать читателя к «ужасным» сценам, если только саспенс-прелюдия не являлась важным элементом конкретного эпизода. Иначе говоря, что-то жуткое происходит резко, обрушиваясь динамичной чередой сверхъестественных событий. Причем это не буквальные банальные скримеры, типа «чудовище выпрыгнуло из-за угла!», а внутренний ужас, когда душа героя уходит в пятки от осознания, что смертельная опасность присутствовала давно и была буквально под носом.

Вий - иллюстрация 4К заблаговременному нагнетанию жути писатель обращается, когда саспенс – неотъемлемая часть повествования. Таковым становится разговор главного героя с казаками о своей подопечной – скончавшейся панночки, пред телом которой нужно читать молитвы в церкви три ночи подряд. Собеседники рассказывают ужасные истории о покойнице, после которых пропадает желание и близко подходить к останкам.

В остальных же хоррор-эпизодах «Вия» превалирует экшен. Простыми и однозначными фразами Гоголь описывает творящуюся чертовщину, и читателю остается только мысленно визуализировать ее. Писатель не затягивает «страшные» сцены, пугая фактическими действиями и внезапно обрывая кошмар утренними криками петухов. Что же касается кульминации повести, то ее масштаб отдается на откуп переворачивающим страницы. Гоголь наводняет библиосцену монстрами, но не детализирует их. Исключение составляет лишь сам Вий, который поддается четкой визуализации со слов писателя.

Вий - иллюстрация 5Таким образом все «пугалки» в повести строго подчинены ее содержанию и не выступают в качестве отдельных приемов, ради жанровой необходимости. Вы поглощаете историю, ужасную по сути, а не по искусственной форме, поэтому не ждете кошмарные моменты, а принимаете их как данность.

Главная неочевидная ценность «Вия» сегодня в том, что условно-потешное произведение постоянно заставляет думать, дабы верно понять прочитанное, а также обращаться к дополнительным информационным источникам, чтобы узнать значение многих слов. В совокупности это и тренировка мышления, и повышение эрудиции, и культурное обогащение. Так «Вий» дает новому читателю больше, чем он ожидал, в том числе демонстрируя – насколько высоким может быть художественный уровень у хоррор-книги.

Страница книги «Вий» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария «Вий» Гоголя – современное лайфхак-прочтение; как воспринимать и пугаться новому поколению.

Добавить комментарий

  

  

7 + 3 =