Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Сжигающая смерть — отзыв на первую попытку Советского Союза создать фантастический триллер «Луч смерти» (1925 г.) и краткий обзор по теме «Что вообще такое «фантастический триллер» Страны Советов 1920-1930-х годов ?»

 

Луч смерти - кадр 1Двадцатые годы двадцатого века, зарождается новое Советское Государство. Оно еще лояльно к таким жанрам, как фантастика и даже хоррор. Совсем недавно по экранам триумфально прошла «Аэлита», которая, помимо фантастического начала, содержала в себе небольшой симбиоз жанров. И вышел первый по сути советский хоррор «Медвежья свадьба» (1925 г.) который до пришествия «Вия» (1967 г.) так и останется единственным чистокровным представителем жанра ужасов в Советском Союзе.

Луч смерти - кадр 2В 1925 году молодой режиссер Лев Кулешов при поддержке группы авторов снимает «Луч смерти» — второй фантастический фильм в Советском государстве после «Аэлиты» (1921 г.). Взяв за основу идею из мегапопулярной тогда повести Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», авторы тем не менее создают полностью оригинальную историю о сверхоружии — лучах смерти, способных на расстоянии сжигать всё живое.

Луч смерти - кадр 3Конечно в данном творении использован весь набор штампов, свойственных советскому кино; обязательные шпионы, критика капитализма и прочее. Но в целом, если сравнивать с фильмами-агитками тридцатых годов, наполненных Сталинской идеологией без меры, то понимаешь, что «Луч смерти» — он  другой, по крайней мере честный.

Луч смерти - кадр 4И не удивительно, почему по выходу он подвергся разгромной критике. Первый год правления Сталина, уже взят курс на стерильный идеологический соцреализм, где фантастике и хоррору нет места. А в «Луче смерти» к тому же вообще использован чужеродный Советам элемент триллера. Хотя фильм выстроен так, что вроде бы изобличает капитализм, но что-то не приглянулось чиновникам высокого ранга.

Луч смерти - кадр 5К слову сказать, за два десятилетия, двадцатые-тридцатые годы, фантастических лент вышло всего четыре! Не жаловал «отец народов» подобный жанр, хотя кино любил. Две из этих лент «Аэлита» и «Космический рейс» — это чистая без примесей фантастика. А вот «Луч смерти» и «Гибель сенсации» (1935 г.) — это, как не крути, все же ярко выраженные фантастические триллеры. Между этими фильмами десять лет разницы, но как же все поменялось! На блеклом фоне одноразовых агиток, воспевающих Страну Советов и власть Сталина, «Гибель сенсации» кажется настоящей жемчужиной кино того времени.

Луч смерти - кадр 6Ну что же, пора сделать вывод — что же такое на самом деле фантастический триллер по-советски? Обращаем внимание на факт, что в обоих фильмах действие происходит в капиталистических государствах. Представить, что чиновники допустили бы что-то подобное в реалиях советской страны, решительно невозможно. Ну естественно мотив изобличения капитализма должен присутствовать обязательно; так в обоих лентах растоптанные и не принятые властью капиталистов изобретатели гибнут от собственных детищ.

Луч смерти - кадр 7Обратим также внимание и на то, что драматическая составляющая обеих картин, сценарная история, драматургия — на высоте, в сравнении с лентами, воспевающими соцреализм. То же можно сказать и о визуальном ряде; роботы из «Гибели сенсации» не имели тогда аналогов даже в американском кино. А спецэффекты «Луча смерти» для кино двадцатых годов воистину революционные! Следующий фильм о гиперболоиде-смертельном оружии выйдет в 1965 году, и старенький фильм двадцатых годов даже превзойдет его по визуалу, намного превзойдет.

Луч смерти - кадр 8Так что же такое фантастический триллер во времена правления Сталина? Ну естественно тут более подходит эпитет «глас вопиющего в пустыне». Оба режиссера попробовав себя в таком несвойственном жанре, вернулись к обычному реалистическому кино. Ни тот ни другой, на протяжении долгих своих творческих жизней, ни к фантастике, ни к хоррору ни даже к сказке больше не обращались.

А эти два фильма действительно остались двумя робкими голосами, вопиющих в пустыне соцреализма. Однако эти голоса оказались новаторством, которое проявилось через годы в шедевральной «Пданете бурь» (1961 г.). Дизайн робота Железного Джона из данного фильма явно навеян роботами из «Гибели сенсации».

В 1965-м и 1970-м годах соответственно вышли фильмы-экранизации; «Гиперболоид инженера Гарина», подхвативший тему, начатую в «Луче смерти». И продолжившись триумфальным «Солярисом» Тарковского, фантастика зашагала по отечественным экранам.

Страница фильма «Луч смерти» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

5 × 8 =