Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на фильм «Рабы сатаны» (Pengabdi setan, 1980)

 

Рабы сатаны - кадр 1«Рабы сатаны» относятся к периоду расцвета индонезийского кино, когда в прокат выходило немало разножанровых фильмов, которые к тому же пользовались спросом на местном рынке. За границу индонезийские фильмы попадали и попадают нечасто, исключая, пожалуй, артхаусное кино, хотя и такие фильмы — диковинка на международных кинофестивалях. Зато среди киноманов индонезийский кинематограф вызывает повышенный интерес среди всех мусульманских стран. Как и Турция, Индонезия – светская страна, но всё-таки мусульманские традиции имеют большой вес в политике и обществе. Оттого индонезийские постановщики очень редко снимали эротические сцены, зато насилия никогда не стеснялись.
Хоррор-кинематограф Индонезии испытывал влияние как американской, так и европейской школ, но всё-таки представляет собой довольно самобытное явление. Индонезийские режиссёры не стеснялись местной экзотики, поэтому их фильмы были интересны и заграничным зрителям. Нашим хоррор-режиссёрам есть чему поучиться у гораздо более бедной страны – в российском кино кроме кривых подражаний Голливуду и националистической пропаганды давно уже ничего не снимают.
Но не будем о грустном, ведь перед нами весьма примечательный фильм, который много лет спустя даже обзавёлся ремейком, снятым самими индонезийцами («Рабы сатаны», 2017). Постановщик Сисворо Гаутама Путра (1938 – 1993) является мастером зрелищного кино. Он работал во многих жанрах, но яркий след оставил прежде всего в хорроре. Фильмография Сисворо довольно обширна, включает, помимо режиссёрских, ещё и сценарные работы. Для национального кино это такая же величина, как, например, Уэс Крэйвен для американского хоррора и Лючио Фульчи для итальянского. Сисворо, в отличие от ряда своих коллег, не снимал рип-оффы западных картин, а создавал оригинальную продукцию, причём умудрялся делать качественное кино с гораздо меньшими бюджетами, чем у его иностранных коллег. Как и в случае со многими другими азиатскими фильмами, не имевшими иностранного релиза в своё время, год создания установить довольно сложно – разные источники называют, как 1980, так и 1982 гг. Поверим издателям Blu-ray, которые сподобились записать интервью с продюсером и сценаристом, а также с автором ремейка Джоко Анваром.
Рабы сатаны - кадр 2В отличие от другого своего известного за пределами Индонезии cannibal movie «Первобытные» (1978), «Рабы сатаны» лишены визуального насилия. Это неторопливая мистическая история, которую почему-то некоторые обозреватели считают похожей на «Фантазм» Дона Коскарелли. Сходство разве что в плане атмосферы, поскольку сюжет работы Путра совершенно другой. Он основан на индонезийском фольклоре, повествующем о ведьмах и призраках. В тоже время фильм имеет схожесть с историями о домах с привидениями, поскольку в центре сюжета – семья, которую после смерти матери стали посещать разного рода духи. Повелевает нечистью демон, скрывающийся под обликом их новой экономки Дармины.
Хоррор Сисворо Путра возможно кого-то разочарует своей ярко выраженной религиозной направленностью. Дело не только в изгнании нечисти силой молитв, к чему все привыкли и в западном кино. Сам подтекст фильма гласит, что вера – единственная защита от зла и смерти, а демоны улавливают души грешников, дабы сделать их рабами дьявола в аду. Богатое семейство Мунарто после смерти матери потеряло веру и так стало уязвимым для адских сил. Более того, режиссёр говорит и о том, что в наше время люди совсем не думают о душе, а место бога заняли деньги, которых всегда мало. Погоня за ними порабощает душу, пока тела атакуют страшные духи, полтергейст, а также живые трупы с местного кладбища.
Сисворо Гаутама Путра создал отличное кино – не бездумный ужастик, а хоррор со смыслом, который не поддаётся однозначной трактовке и уж точно не является религиозной пропагандой, хоть сам режиссёр, возможно, и был правоверным мусульманином. Просто он видел как традиции предков и жизнь по заповедям божьим постепенно забываются даже людьми среднего поколения, зато американский образ жизни, погони за личным благосостоянием становится единственной целью. Так происходит потеря души – её место занимают низменные инстинкты наживы и личного комфорта.
Конечно, фильм не был бы так хорош, если бы автор не создал прекрасную мрачную атмосферу, и именно на ней построен весь сюжет. Тут нет обилия действия, крови или шоковых сцен – гораздо важнее для режиссёра саспенс и умелая игра со зрителем. Призраки, свободно бродящие по дому, могут даже напомнить «Астрал» (2010) – кто знает, может Джеймс Ван видел фильм Путра, тем более он не раз издавался в США в новом веке и заслуженно считается одним из лучших восточных хорроров. Увы, в России никто его не перевёл, ведь гораздо увлекательнее познакомить нашего зрителя с каким-нибудь «Глубоким синим морем 2», без лицезрения которого мы бы точно напрасно жизнь прожили.
Хотя даже без перевода фильм Путра производит потрясающее впечатление и является примером для многих других современных постановщиков – как надо создавать настоящий хоррор. И пусть не все спецэффекты сделаны качественно, зато правильно организованное действие, мрачная, давящая атмосфера близкой угрозы и неоднозначный подтекст превращают «Рабы сатаны» в лакомый кусочек для тех киноманов, кому надоели однотипные современные хорроры и хочется увидеть то, что оставит след в душе.
Рабы сатаны - кадр 3Режиссёр пригласил в свой проект ряд известных индонезийских актёров, включая У. Д. Мохтара, который сыграл главу семейства. Его персонаж озабочен лишь своим бизнесом, оттого долго не замечает разлада в семье, детей, которые скорбят по матери и к которым являются демоны, стремящиеся обманом похитить их души. Ислам здесь не просто религия, а некое противопоставление миру, где человек ничего не значит, ведь главное – деньги. Индонезийский кинематограф всегда склонялся к социалистической критике западного образа жизни, который навязывается другим странам, вот и Сисворо Гаутама Путра не прошёл мимо, рассказав в мистическом антураже притчу об утрате идентичности как целой страны, так и каждого отдельного человека.
В роли слуги, мистера Карто, появился И. М. Дамсийк, характерный индонезийский актёр, снимавшийся и в других странах. Дочь воплотила Сиска Видовати, возможно, сестра Вики Видовати. Они обе регулярно появлялись в индонезийском action в 1980-е гг.
Рабы сатаны - кадр 4Режиссёр, создавая мрачный атмосферный мистический хоррор, не стал разбавлять его обнажёнкой, оттого довольно быстро выводит парня персонажа Сиска из сюжета. Однако постановщик всё равно не отказал в удовольствии запечатлеть её в соблазнительном виде при помощи плавного тревеллинга, скользящего по её спящей полуобнажённой фигуре. И, конечно, нельзя не отметить композитора Густи Анома, чьи эмбиентные мелодии усиливают ощущение близкого кошмара и подготавливают зрителя к столкновению всех членов семьи с демоном в образе Дармины и подчиняющимися ему духами и мертвецами.
Режиссёр закончил свою карьеру в 1991 году, когда начался кризис индонезийского кинематографа из-за засилья американской продукции. При его жизни многие его фильмы не получили должного внимания западных зрителей, зато посмертно его признали одним из самых интересных хоррормейкеров Индонезии. Возможно, когда-нибудь появятся профессиональные издания его фильмов и в России, пока же приходится довольствоваться рипом с русскими субтитрами с американского DVD.

8

Страница фильма в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Отзыв на фильм «Рабы сатаны» (Pengabdi setan, 1980)

  • Вот такие фильмы действительно грамотно бы пиарить и официально выпускать в России в нормальном качестве. Но есть опасения, что до индонезийского кинематографа мы никогда не дойдем, если там только не снимут что-нибудь хвалебное про нашу правящую партию 🙂

    • Эндрю Вулф

      Это уже мой 4 текст на индонезийское кино. Я еще и ремейк скачал — он издавался в России. А относительно нашего кино все печально. Хорошие серьезные фильмы есть, но массовое кино безнадежно испорчено. Скачал «Союз спасения», но, чувствую, опять тупая пропаганда.

  • Однозначно в копилку! Будет, что проанализировать.

Добавить комментарий для Эндрю Вулф Отменить ответ

  

  

13 + = 22