Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Страшные сцены с животными в советских и российских фильмах

 

Коротко от автора.

Зоохоррор — тема весьма привлекательная для исследователя темного жанра. Тем не менее, в нашей стране на данную тему писать как бы особо не о чем. Если рассудить, у нас был в Советском Союзе один-единственный зоохоррор ««Злой дух Ямбуя» (1977 г.), ставший памятью и любовью целого поколения. Ну а ещё были десяток лет спустя «Псы», которые чистым зоохоррором не назовешь, ибо люди там оказывались хуже животных. Но исследователь есть исследователь, и я предпринял попытку найти страшные сцены с животными в советских фильмах, не относящихся напрямую к жанру хоррор, но с эпизодами, формально близкими «темному» жанру.

Тайна двух океанов

Тайна двух океанов

Первая зоохоррорная сцена появилась в фантастическом фильме «Тайна двух океанов» (1956 г.), и пусть она была далека от идеала, образ гигантского кальмара, утащившего батискаф, не давала покоя многим посмотревшим. Если брать то время, то она по-своему действительно была хороша, тем более в отсутствии какой-либо базы спецэффектов.

Немало страшных сцен с дикими животными, не менее волнующими, чем в хоррорах, в советском кино было с избытком в фильмах приключенческого формата. Обычно это были картины либо про Дикий Запад, либо по Жюлю Верну, или по другим западным писателям. Первой такой запомнившейся советскому зрителю сценой, было впечатляюще снятое нападение леопарда в легендарном «Всаднике без головы» (1973 г.), а так еще этот эпизод шел в одной связке с жутким безголовым всадником, и это было поразительно круто, волнующее впечатление детства!

Всадник без головы

Всадник без головы

Следующий эпизод с дикими животными можно найти в украинском фантастическом фильме «Под созвездием близнецов» (1979 г.), где звери, выпущенные инопланетной силой из зоопарка, никого не съедают, но зато наводят немало переполоха на улицах города, и снят для советского кино этот эпизод весьма неплохо.

Сцены с дикими и страшными животными, в основном с медведями, появлялись в многочисленных исторических фильмах восьмидесятых годов, в виде тотемных или богопочитаемых животных. Это такие ленты, как «Василий Буслаев», «Легенда о княгине Ольге», «Русь изначальная», «И на камнях растут деревья», и многие другие. Затем одна за другой последовали две эпохальные экранизации произведений Жюля Верна, оставившие неизгладимый след в сердцах моего поколения. Это «В поисках капитана Гранта» (1985 г.) и «Капитан «Пилигрима» (1986 г.). В обоих фильмах, где обыгрывалось путешествие вокруг света и присутствовали сцены в горах, джунглях, прериях, появлялись сцены с страшными животными. В первом были анаконда и гигантский кондор, унесший юного Гранта, во втором аллигаторы и ягуар в джунглях Африки.

В поисках капитана Гранта

В поисках капитана Гранта

Впечатляющий пример дурновкусия продемонстрировали в 1986 году авторы трэш-боевика «Тайны мадам Вонг», формально пытаясь следовать по пути хитового советского экшена «Пираты ХХ века», где сценаристом был тот же Станислав Говорухин. Но на деле получился полностью несуразный сюжет, постановка драк, в сравнении с «Пиратами…» — нелепая и примитивная, и вдобавок ко всему картонные аллигаторы, по которым прошелся тогда едва ли не каждый советский кинокритик.

Необыкновенные приключения Карика и Вали

Необыкновенные приключения Карика и Вали

В 1987-м была предпринята попытка экранизировать сложную для постановки детскую повесть Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», где юные герои, уменьшившись до размеров насекомых, путешествуют по джунглям микромира, переживая время от времени схватки с хищными насекомыми. Валерию Родченко на славу удались прямо-таки хоррорные по структуре сцены, где герои попадают в плен к пауку, сражаются с хищной медведкой. К слову сказать, комбинированные съемки в этом фильме, учитывая техническую бедность советского кино, просто великолепны! Тем более, что это кино детское, на котором всегда экономили, к тому же телевизионное.

Происшествие в Утиноозерске

Происшествие в Утиноозерске

В 1988 году в крайне неудачной, и высмеянной критикой и зрителями социальной комедии «Происшествие в Утиноозерске», появляется мотив того, что якобы свидетели видят в озере живого динозавра. Это пугает и напрягает людей, создавая некую аллюзию на зоохоррор. Зоозащитники начинают требовать от директора химзавода, сливающего отходы в озеро, прекратить свою деятельность. Испугавшись потерять доходы, директор, собрав сообщников, решает убить динозавра.

Подземелье ведьм

Подземелье ведьм

Тут нужно сказать следующее; до финала, когда авторы являют нелепого кукольного монстра из папье-маше, сохраняется надежда на что-то внятное. Когда динозавр проскальзывает еле уловимо, где-то вдалеке тенью, отблеском, то есть надежда, что нам решили показать советскую версию «Легенды о динозавре». Собственно на уровне этой картины сделан и наш динозавр, но финал убивает всё… Я хорошо помню, как при мне был освистан данный фильм. Просто видимо времена изменились, и люди уже понемногу, но все уже смотрели видаки, и в итоге данная лента стал главным позором кинопроката 1989-го. Годом позже вышел фантастический фильм «Подземелье ведьм», где динозавры выглядели ничуть не лучше, чем в «Происшествии в Утиноозерске», однако фильм очень хорошо шел в тогдашнем прокате, собрал приличную кассу. Но в «Подземелье…» ведь было помимо динозавров из картона, еще много чего приличного в сюжете, это надо учесть.

Монстры

Монстры

Еще один фильм тех лет, экранизация повести Пушкина «Дубровский» (1988 г.) содержала весьма страшненькую сцену, когда пьяные помещики, решив пошутить над Дубровским, заманили его в специальную комнату, где заранее был спрятан свирепый медведь, но молодой Дубровский (Михаил Ефремов) с честью вышел из этой ситуации.

В девяностые годы, помимо самых настоящих по структуре зоохорроров («Монстры» и «Роковые яйца»), подобные сцены в гораздо меньшем количестве были представлены в трэш-поделке Сергея Кучкова «С ума сойти» (1994 г.). Сцены с аллигаторами, рвущими людей на части, просто взяли из некой зарубежной передачи и вмонтировали в фильм нелепо и неумело, даже не подчистив швы. А уже скоро после этого недоразумения вышли «Роковые яйца», в котором аллигаторы и анаконды были сделаны если не совсем по-голливудски, то по крайней мере для того нищего, только что пережившего кризис кино, достойно.

Роковые яйца

Роковые яйца

Следует упомянуть также вполне себе хоррор-эпизод в главном приключенческом хите девяностых «Сердца трех», он происходит как раз во второй части дилогии. Когда герои попадают в древнюю сокровищницу племени Майя, наполненную смертельными ловушками, то оказывается, что ключ к спасению сторожит опасная змея, от ее укуса гибнет жрец — проводник героев фильма. Стоит сказать, что вся сцена в сокровищнице Майя целиком выдержана в жанре «хоррор», что огромная редкость для фильма вроде бы совсем противоположного жанра, тем более для нищих девяностых. А тут просто ураган, коридор из мертвых тел конкистадоров, пещера идолов с ключом от спасения, остерегаемой смертельно-ядовитой змеей, бьющие молнии, как отголосок утраченных технологий Майя, сносящая все на пути вода, опять же идол-страж, плюющийся огнем. Нескольким годами ранее, что-то подобное сделало хитом не самый выдающийся фильм «Заклятие долины змей».

Граница. Таежный роман

Граница. Таежный роман

Новое российское кино нулевых было на сцены со страшными животными вообще весьма скудно. Первое, что вспоминается не в хоррорной теме, эпизод из телесериала «Граница. Таежный роман» (2000) Александра Митты, с очень впечатляющей, смотрящейся весьма хоррорно сценой схватки волка с пограничником. Но данный режиссер всегда делал попытки время от времени ставить хоррор-сцены в своих фильмах, и они ему отлично удавались. Вот и здесь пограничник (Алексей Гуськов) — на самом деле преступник, с намеренно созданной стилем фильма волчьей пластикой и мимикой, и его схватка с волком становится метафорой жестокого боя двух равных природных сутей. Человек перегрызает волку горло, тем самым как будто окончательно перенимая суть зверя в себя. Весьма интересный ход.

Ярослав. Тысячу лет назад

Ярослав. Тысячу лет назад

Далее можно припомнить разве что стаю волков, разодравшую зэка на пороге свободы, в социальном экшн-триллере из Белоруссии «Волки» (2009 г.) но эта сцена так мала по метражу, что говорить особо не о чем.

Так же весьма впечатляющая сцена с ужасным медведем, да еще в статусе божества язычников, прямо-таки хоррорная, есть в историческом эпике «Ярослав. Тысячу лет назад » (2010 г.), и если бы авторы побольше сделали бы таких сцен — фильму бы цены не было, а так он, к сожалению, только на один раз.

Вот, собственно, и всё что я мог рассказать о не хоррорных советских и  российских сценах со страшными животными. Согласитесь, весьма маловато за четыре десятилетия, но такова была ситуация в нашем кино. В советское время данная тема не приветствовалась, а в российское — авторы кино к ней почти уже остыли…

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 1, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

+ 54 = 56