Через все немногочисленные фильмы Александра Кайдановского проходит тема смерти, начиная со «Сталкера». Как будто бы актер предчувствовал что-то, и в фильмах, подобных «Простой смерти…», заручившись поддержкой великого Льва Толстого, сам себя спрашивал — как же это? Как? В откровенном жанровом шедевре Станислава Говорухина «Десять негритят» его персонаж гибнет страшной смертью. Погибали его герои и в картинах семидесятых; Стэполтон в «Собаке Баскервилей» и ротмистр Лемке в шедевре Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Сталкер, конечно, гибнет скорее внутренне, чем внешне, но в этом случае все-таки возрождается.
Предпоследняя картина Кайдановского «Жена керосинщика», несмотря на вычурный сюжет, сложенный из сюрреалистического толка завихрений, разбавленных въевшимися в память того поколения хоррор-эпизодами, все-таки оказалась самым простым и принятым зрителем фильмом у этого режиссера. Первые короткометражки Кайдановского казались совсем не зрительскими, будучи перегружены артхаусными философскими метафорами, а «Простую смерть» приняли далеко не все.
Картина Кайдановского, повествующая о последнем годе сталинского времени, слава Богу, лишена модной тогда тенденции социального разоблачения. Нет, режиссера не интересует изобличение Сталинизма, его картина — скорее стильный жанровый эксперимент, попытка подобраться к новым тенденциям уже не советского кино. Видимо режиссер остро чувствовал надвигающиеся перемены, недаром действие его картины происходит на излете сталинской эпохи, ведь режиссер тоже жил практически на излете. Кончалась, бурля и корчась, целая эпоха, и самому режиссеру срока жизни оставалось крайне мало, к великому сожалению.
Те, кто вспоминают «Жену керосинщика», говорят в первую очередь не о причудах сюжета и о странных персонажах, полностью погруженных в юродивое безумие. Нет, вспоминают обычно горящего музыканта, сочащуюся из-под незаслуженного ордена кровь на рубашке одного из братьев, человека с раздувающимся лицом, и жутковатых ангелов. Можно с уверенностью сказать, что режиссер подбирал тропки к хоррору, искал свой стиль, и проживи он подольше, наверняка пришел бы и к чистому хоррору, сто процентов бы пришел.
Стилистически, хотя и совсем немного, фильм имеет сходство с вышедшим в том же году другим мистическим сюром «Город Зеро» Карена Шахназарова. И хотя выход из странного города у Кайдановского для персонажа как бы не закрыт, зашкаливающее количество странных людей и безумцев ставит приехавшего в город персонажа в тупик.
Режиссер переносит в реалии сталинского времени библейскую легенду о Каине и Авеле, делает историю двух братьев, предательство и компромисс одного, в итоге драматической ситуации разводит братьев по разным берегам. Один, предав брата, восходит к вершинам власти, другой, не пойдя на сделку с совестью, живет в нищете, но счастлив. И как клин между братьями — агонизирующая эпоха, последние дни сталинского мрака с узаконенной ложью и доносительством. Как будто утекающее в прошлое время большого террора, не желает уходить просто так, и принимает черты вычурных химер. Но все же Кайдановский оставляет зрителю надежду, что вот-вот мрак, опутавший страну и конкретный город, все же рассеяться. И даже некая надежда на примирение братьев в финале дается, хотя в целом Кайдановский все же пессимист, и по окончанию картина оставляет лишь тяжелые чувства.
Фильм нельзя назвать стопроцентной удачей мастера, чувствуется, что он слишком метался. Возможно если бы данная картина была чистым Линчевским сюром, она бы больше выиграла. Но в таком случае, обойдись режиссер без великолепных жанровых вставок под хоррор, она бы забылась уже через месяц проката. А так мы имеем фильм-легенду, живущую в памяти целого поколения, и это не так уж плохо.
Добавить комментарий