По мотивам мистической повести Марка Твена «Таинственный незнакомец».
Эту замечательную картину в жанре мистического триллера замечательного режиссера Игоря Масленникова, автора «Шерлока Холмса», мало кто видел. Достаточно скромная прокатная судьба и почти забвение ждали этот философский подростковый ужастик, во время, когда стали нужны совсем другие сюжеты. Игорь Масленников пусть и не снимал никогда чистое хоррор-кино, зато много раз вводил в свои фильмы элементы данного жанра. Телесериал о Шерлоке Холмсе прямо-таки изобилует ими. Потом была еще «Пиковая дама», с одним, но впечатляющем хоррор-эпизодом, и последним стал рецензируемый «Филипп Траум», снятый в канве даже ещё не подросткового, а детского кино, соединивший в себе философию и ужасы, драму воспитания и мотивы страшных сказок, как бы позаимствованных у Гауфа или у Гофмана, темных романтиков, но на деле это экранизация американского автора Марка Твена.
Как повесть, так и экранизация — авторский взгляд на средневековую Европу, находящуюся под гнетом инквизиции. Группа мальчишек встречает таинственного незнакомца Филиппа Траума (Габриель Воробьев), похожего на бродячего актера. Незнакомец развлекает мальчишек таинственными и непостижимыми фокусами, будучи старше — пытается учить каким-то жизненным ценностям, и лишь потом признается, что он родной племянник Сатаны, а возможно, что это он сам и есть. С этого момента, с момента встречи мальчишек с человеком со вспыхивающими глазами, жизнь их резко меняется. Есть мнение одного критика, впрочем, довольно спорное, что незнакомец в повести Твена и в фильме Масленникова — далекий предшественник Булгаковского Воланда. Возможно что-то такое прочитывается, тем более что Филипп Траум тоже признается, что он часть великой силы, также уставшей творить зло. Но тем не менее в «Филиппе Трауме» не прочитывается субъективного Воландовского желания поглумиться над человечеством, в лице социума маленького городка, где всем заправляет жестокий бургомистр.
Основная цель Филиппа Траума кажется на первый взгляд незначительной, но когда вдумываешься в нее, то становится страшно. Истинная цель этого обитателя преисподней подается Масленниковым так, что этот момент можно и пропустить мимо своего восприятия. Вот так при просмотре я и пропустил, и лишь потом, в какой-то аннотации прочел. Главная цель Сатаны «Филиппа Траума» — убедить мальчишек в бессилии добра перед лицом зла. То есть несмотря на то, что зло этот незнакомец больше творить не хочет, тем не менее так и остается его стойким апологетом, и вот тут-то под ногами публики разверзается небольшая бездна, точнее под ногами юного зрителя. Учитывая, какой шлак снимался в нашем кино вообще в те годы, в том числе и в практически умирающем детском кино, истинный посыл картины потрясает. Однако в 1990-м году подобные откровения, тем более в русле детского кино, мало уже кого интересовали. Аудитория, для которой и снимался «Филипп Траум», уже более предпочитала западные зрелищные видаки, нежели мистические философские драмы, потому фильм тихо угас в прокате, незамеченный никем.
Сейчас, спустя почти тридцать лет, возвращенный из небытия шедевр ясно говорит нам о том, что хоррор и мистика — это в большинстве случаев не кровопускание или расчлененка, а способ донести до зрителя, в том числе юного, глубинные основы жизни. Чем, собственно, и пыталось заниматься когда-то наше новое русское хоррор-кино. Большие советские художники-режиссеры отдавали предпочтение этому жанру, тот же Масленников, который бесспорный классик как Советского, так и Российского кинематографа. Хоррор-кинокультура России идет своим универсальным путем, и если в дальнейшем мы будем снимать не только грубые перепевы западного хоррора, а обратим внимание также на бесспорную классику, подобную «Филиппу Трауму», сочетающую социальную драму и хоррор, то наконец-то выйдем на верную дорогу.
«Филипп Траум» — редкий пример умного отечественного ужастика, а также пути, по которому наше жанровое кино могло бы пойти, но, увы…
Добавить комментарий