Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Хоррорная метафизика кино Перестройки.

 

От автора.

В этой статье я хочу коснуться темы метафизики перестроечного кино, не попадающего напрямую под понятие «хоррор», но тем не менее тесно соприкасающегося с эти неординарным явлением. Странные советские фильмы эпохи перестройки балансировали на стыке хоррора и мистики, сюрреализма и абсурда, и несли на себе явную печать эпохи хаоса и всеобщего развала, что никак не могло не отразиться на них, и не повлиять в дальнейшем на наше теперешнее время. Мы разберем в нашем обзоре лишь несколько наиболее значимых фильмов, оставивших след в обоих эпохах, но ныне уже забытых.

«Золотая цепь» (1986 г.)

Золотая цепьКак и «Господин оформитель», фильм снят по фантастической повести Александра Грина. Однажды юнга Санди переправляет двух незнакомцев на Змеиный остров, в замок богача Ганувера, и там становится свидетелем жутких мистических событий.

Александра Грина почему-то особенно много экранизировали в восьмидесятые годы двадцатого века. В течении 1984-1986 годов вышли сразу три экранизации его произведений, и наиболее хоррорным из них оказался «Господин оформитель» Олега Тепцова. «Блистающий мир» — фантасмагорическая фантастика о летающем человеке, а «Золотая цепь» — трагическая фантасмагория о жуткой власти богатства преобладающего над человеком, использующая мотивы хоррора лишь отчасти. Тем не менее, в фильме полно эпизодов, способных если не напугать, то вспомнить о лучших образцах мистики девятнадцатого века; мрачный замок с его тайнами прошлого, оживающие куклы, и даже отчасти элементы фильма-катастрофы в сценах финального разрушения замка.

В те годы поиск в жанре начался весьма нешуточный, социально-колхозно-рабочее кино заметно теряло позиции, хотя у властей было ещё в фаворе. Но поиск новых форм в советском кино остановить было уже невозможно. И великий романтик Александр Грин в то время пришелся очень кстати, так как его иллюзорно-романтические повести-фантасмагории, написанные с игнорированием социального контекста, возможно было трактовать как угодно, хоть в хоррорном, хоть в мистическом, хоть в сказочно-романтическом ключе.

Что же касаемо непосредственно «Золотой цепи», то судите сами; если в современном российском кино, использующем мистический концепт, вся ставка делается исключительно на красивую, но подчас бессмысленную картинку, то там всё сосредоточено на взрослении и перерождении сознания Санди. И всё, что происходит на острове, в замке, и вообще вся эта история завязана на нем, и всё мы видим его глазами. Драма взросления юного человека тесно сплетена с мистикой, и эти два столь непохожих концепта никак не отторгают друг друга, а наоборот дополняют.

«Город Зеро» (1988 г.)

Город ЗероПрибыв в маленький промышленный город, командировочный становится свидетелем странных событий. Похоже все в данном городе постепенно спятили; в приемных сидят обнаженные секретарши, в ресторане ему подают торт, изображающий его собственную голову, а прокурор без видимых причин стреляет в себя. Постепенно погружаясь в пучину безумия, разлитого в атмосфере городка, мужчина решается бежать, но город Зеро не любит отпускать своих жертв.

Карен Шахназаров  — режиссер вообще чуждый таким жанрам, как хоррор и мистика, неожиданно выдает единственный в своей карьере фильм, в котором мистическое начало так ярко преобладает над обыденным. Конечно, с позиций сегодняшнего дня, этот фильм прочитывается как дань моде показывать все советское исключительно в негативном свете. Странный музей с не менее странным смотрителем (Евгений Евстигнеев), отражающий историю города, конечно же в своей экспозиции отражает все этапы развития Советского Государства, хотя тут есть и Аттила, и более древние персонажи.

Однако героя мучает исключительно только вопрос побега, что великолепно передает Леонид Филатов своей актерской палитрой. Смотря «Город Зеро», почему-то вспоминаешь тщетные попытки побега Хомы Брута из Гоголевского «Вия», и ассоциации прямые. Причем в «Городе Зеро» всё кажется гораздо страшнее, потому что мы не знаем и и не понимаем мотивов темного города, они оставлены авторами за кадром, что ассоциативно делает «Город Зеро» образцом не хоррорной, а философской мистики, отсылающей к лучшим образцам жанра девятнадцатого века.

«Новые приключения Янки при дворе короля Артура» (1988 г.)

Новые приключения янки при дворе короля АртураВиктор Гресь, автор экранизации «Черной курицы» Антония Погорельского, собравшей все награды, какие можно, и любимой критикой, снял всего два полнометражных фильма, не считая канувших в Лету короткометражек. Однако в отличии от «Черной курицы», экранизацию сатирической фантастической повести Марка Твена «Приключения Янки при дворе короля Артура», возненавидели и зрители, и критики. Фильм ждал оглушительный провал и забвение, однако сейчас, спустя тридцать лет, пересматривая ленту, понимаешь, что режиссер, превративший веселую, полную юмора повесть в мрачную фантасмагорию, где нет ни малейшего намека на какой-либо юмор, возможно был прав. Просто заменив легкий мотив Твена про неунывающего ни при каких обстоятельствах человека, и нашедшего себе дом даже в чужом времени, Гресь делает с точностью до наоборот, депрессивную и мрачную картину, где страдают все, и пришелец из будущего, и персонажи средневековья. И кажется, что вместе с ними вот-вот начнет страдать и несчастный зритель. Да, такое тяжкое впечатление произвела в свое время картина, зритель отвернулся от нее.

Переиначив сюжет Твена Гресь представляет зрителю историю молодого летчика чей самолет попав во временную аномалию попал в эпоху раннего средневековья, в эпоху расцвета рыцарства. В фильме Греся герой не учит жителей средневековья технологиям будущего, и даже не имеет желания, он страдает в мире чужого времени и хочет только одного вернуться домой в двадцатый век. В своем фильме Гресь действительно намешал очень много жанровых компонентов, если разбираться подробно тут и историческая тема, и фантастика, и мистика, и даже минимально хоррор. Вот только уравновесить кинорежиссеру все это во что то единое, цельное совсем не удалось и громадный по хронометражу фильм расползается как лоскутное одеяло не собираясь во что то одно.

Главный акцент режиссером сделан на том, что выпавший из своего времени человек ненавидит чужое время, а живущие в данном времени, также его ненавидят, и с радостью бы поменялись с героем местами. Получается замкнутый круг без выхода; герой в свое время так и не возвращается, финал не дает зрителю надежды и выхода к высоким эмоциям, возможно это и послужило причиной провала фильма. В картине Греся хороши разве что отдельные эпизоды и находки, вроде той, где Янки с огнеметом дает бой рыцарским полчищам. Но таких эпизодов слишком мало, чтобы вытянуть фильм на более-менее нужный уровень.

«Жена керосинщика» (1988 г.)

Жена керосинщикаПарафраз библейской легенды о Каине и Авеле, перенесенный маэстро нашего сюрреалистического ужаса Александром Кайдановским в реалии Сталинского времени. После неудачной операции жизнь двух братьев-врачей резко меняется. Гибель пациента разводит братьев по разные стороны жизни; один, совершивший предательство, становится председателем Горсовета, другой, не в силах преодолеть вину, простым керосинщиком после отбытия срока. Изначально, казалось бы, вполне реалистичный сюжет, неожиданно перерастает в нечто сюрреалистическое, мистическое и даже вполне хоррорное наполнение; недаром фильм получил награду именно как фильм ужасов на одном из фестивалей в 1990 году за рубежом.

Прибывший в город следователь, призванный распутать дело о взятках, оказывается вовлечен в череду пугающих событий, и в определенной степени также становится пленником мрачного города Зеро, где происходят странные события. «Жена керосинщика», к слову сказать, несмотря на вычурность сюжета, все-таки самый зрительский и простой фильм Кайдановского. Вписанные в сюрреалистический сюжет хоррор-эпизоды до сих пор многими вспоминаются с почитанием. Тут и горящий музыкант, и человек с раздувающимся лицом, и странные жутковатые ангелы, бродящие по городу без определенной цели. Смотрящим фильм в то время могло показаться, что он сделан в модной тогда стилистике обличения Сталинизма, но я думаю — это не так. Заложенные автором в контексте фильма смыслы уходят корнями куда глубже. Коллективное помешательство жителей города, наблюдаемое следователем, где безумец сидит на безумце, а череда непонятных и неподвластных разуму событий идет как большая волна, на самом деле мне кажется грандиозным вычурным жанровым экспериментом, с закосом под Линча и других подобных авторов, нежели чем-то разоблачительно-социальным.

Кайдановский стилистической манерой даже не скрывает того факта, что его фильм, словно мистический конструктор, собран из многих компонентов западного жанрового языка. Да и зачем ему это скрывать, если делает он все талантливо, и по выходу в прокат фильм становится легендой и гордостью нового перестроечного кино! После него, к сожалению, автору очень мало было отпущено времени, а жаль, ибо маэстро действительно уже был на полпути к вершине киношного Олимпа. Тем более, я считаю, он всё равно бы со временем пришел бы к чистому хоррору.

Маленькое послесловие.

В данном обзоре я привел всего четыре фильма, по причине того, что они были наиболее значимыми для развития нашего современного киноязыка. Конечно подобных странных, в формате эксперимента фильмов в перестройку было гораздо больше, да только писать о них кажется теперь напрасной потерей времени, кино устаревает и даже умирает. В этом оно, к сожалению, подобно человеку.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

6 + 2 =