Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Впечатления от хоррор-альманаха «Летать или бояться» (Flight or Fright, 2018 г.)

 

Предисловие

Летать или боться - миниСтивен Кинг – тот еще шутник. Его короткая, вроде бы формальная презентация сборника, уже нагоняет страху, как полноценный рассказ ужасов. Чувствуется, что Король Хоррора летать не любит, терминалы и самолеты его подбешивают, а очередная необходимость взмыть в воздух портит настроение. Но помимо личных эмоций, Стивен констатирует важную и бесспорную вещь; когда ты пассажир – от тебя ничего не зависит, и твоя жизнь в руках экипажа и Господа Бога. А значит панический страх может возбудить как реальная угроза разбиться в силу многочисленных факторов, так и богатое воображение в процессе полета. Самолет – это потенциальный гроб, а может быть и крематорий, смотря как приземлишься. Поэтому 16 рассказов антологии – это 16 вариантов смертей после того, как вы поднялись на борт. Так что устраивайтесь поудобнее, пристегните мысленные ремни и… понадейтесь, что они как-нибудь вам помогут, когда запахнет жареным на высоте 10 000 метров.

Груз (Э. Майкл Льюис)

ГрузАльтернативный вариант полетного страха – путешествие на борту вместе с трупами. Да, ты такой весь живой, а в грузовом отсеке – жмурики. Всего-то и надо, что долететь с ними до пункта назначения, только покойнички что-то ворочаются…

Несмотря на саркастический синопсис, «Груз» — жуткий и трагичный рассказ, производственная драма о людях, вынужденных заниматься такой дикой работой, как транспортировка усопших. Это только кажется «что здесь такого? они же не кусаются?», но фактическое длительное пребывание с ними в замкнутом пространстве, способно породить адские галлюцинации и убийственную депрессию.

Ужас в небе (Артур Конан Дойл)

Ужас в небеОтличная возможность узреть создателя Шерлока Холмса в качестве иного творца, собрата Говарда Лавкрафта, грезящего о немыслимых чудищах, только не в морских, а в небесных глубинах. Здесь британца роднит с американским хоррор-мастером и стиль изложения – найденные записки, в которые крайне сложно поверить. Но читать их чертовски увлекательно, представляя юный период мировой авиации, когда небо таило в себе множество секретов. Конечно и сейчас мы очень многого не знаем о том, что обитает на огромной высоте, как и на дне океана. Но если в небесах и правда живет ТО, о чем рассказывает Конан Дойль, то лучше летать пониже.

Кошмар на высоте 6000 метров (Ричард Матесон)

Кошмар на высоте 6000 мСойти с ума в полете опасно не только для вас, когда вместе с вами еще сотня других пассажиров. Рехнулись, и окружающая действительность стала иной. Причем вы в нее верите со страшной силой, и самоотверженно пытаетесь спасти всех на борту. Вот только единственная смертельная угроза для людей – это…

Ричард Матесон – мастер пера, включая «перевернутый апокалипсис» в романе «Я — легенда», когда герой неустанно сражается с монстрами, пока не узнает точку зрения на происходящее самих монстров. В «Кошмаре на высоте 6000 метров» используется похожий прием, показывающий – к чему может привести персональная паранойя. Хотя и объективная истина — штука сложная и зыбкая, и любой ее критерий можно поставить под сомнение. Поэтому произведение о безумии всегда глубже, чем просто шокер о психе, творящем невесть что. Ведь последний никогда «сдвинутым» себя не считает, и может быть он прав?

Амброз БирсЛетательный аппарат (Амброз Бирс)

Учитывая размер, это даже не миниатюра, а микрозарисовка, в которой прославленный писатель рассказывает анекдот. Ужасно в нем лишь то, что иметь дело в реальной жизни с лицами, подобными главному герою – смерти подобно! А если он еще и летчик – ой, блин…

Люцифер! (Э.Ч. Табб)

Реально оригинальный рассказ, заслуженно получивший приз на Евроконе в 1972 году. Небольшое произведение отлично совмещает в себе футуристическую фантазию, хоррор о садисте, «машину времени» и авиакатастрофу. Автор пишет простым, но ярко-осязаемым языком, когда ты сначала погружаешься вместе с героем в реку удовольствия внезапной удачи, а потом в океан ужаса фатальной необратимости. Скорее всего вы еще долго будете смаковать классную идею в увлекательном воплощении после того, как закроете книгу.

Пятая категория (Том Бисселл)

Том БисселлКогда начинаешь читать рассказ, понимаешь, почему старина Кинг высоко оценил его. «Пятая категория» крепко напоминает его же «Лангольеров», когда кто-то внезапно просыпается в опустевшем самолете. Но далее фабула резко уходит в сторону творчества другого американского бестселлериста Джона Гришэма, с его виртуозными юридическими детективами. И рассказ в большей степени придерживается рамок «правового поля», рассуждая о насущных проблемах современной политики США. А что касается самолета, то он предстает квинтэссенцией ужаса, как способом наказания главного героя. Впрочем подобный антураж действительно кошмарен; садясь в обычный пассажирский лайнер, вряд ли представляешь себе, что жить тебе осталось несколько часов…и не по причине катастрофы.

2 минуты 45 секунд (Дэн Симмонс)

Дэн СиммонсПусть это творение бесспорного литературного корифея, но по восприятию тот случай, когда объемный роман впихнут в рамки маленького рассказа. Метафора «американских горок» как убийственной авиакатастрофы эффектна, но о главном герое и его работе желаешь знать намного больше, чем сообщено. Сложно за такой короткий литературный хронометраж проникнуться судьбой данного человека, тем более, когда раскрыты ее отдельные вкусные нюансы, но быстрый конец обрывает ощущения в зародыше. После сего рассказа хочется прочесть действительно большие вещи Симмонса, понимая, что они уж точно подробны и обстоятельны.

Diablitos (Коди Гудфеллоу)

МаскаПараноидально-физиологический жутик для любителей лавкрафтовской бесовщины, вкупе с аэрофобией и клаустрофобией. Центральный персонаж – явный антигерой, но даже его становится жалко, настолько ужасна уготовленная ему участь. А вы, читатели, знайте, что если увидите, как в салон вошел чувак со страшной языческой маской, то мигом покиньте самолет, пока он не взлетел.

Воздушный налет (Джон Варли)

Лихой экшен-триллер для любителей забористой экстравагантной фантастики. Вы станете свидетелями странного и жесткого захвата самолета, где всё не так, как кажется. Возможно идея не всем придется по душе, ибо по смыслу и воплощению это тот еще взрыв мозга с физиологическими подробностями, но в итоге приятно, что сей замысел впоследствии разросся до целого романа «Тысячелетие». Так что фактически сейчас рассказ – яркая презентация массивного произведения, которая поможет понять – стоит ли тратить время на познание «Тысячелетия».

Вы свободны (Джо Хилл)

ВзрывКак-то неудивительно, что в антологию, составленную Стивеном Кингом, попал рассказ данного автора. Впрочем не спешите констатировать вопиющее кумовство; произведение действительно хорошее, страшное и злободневное. Ведь второй по значимости межнациональный ужас, после того, что мы все умрем от вездесущей заразы – угроза ядерной войны, которая будет явно короткой. И Хилл моделирует ситуацию, когда отдельные люди застанут эту войну в пассажирском самолете. А за время полета на земле (в пределах запаса горючего) не останется места, куда можно приземлиться. И каждый человек на борту воспримет сию ситуацию по-разному…

Хилл на самом деле отважный и жесткий писатель. Он не чурается ругать нынешнюю администрацию Белого Дома, включая самого главного ее сотрудника, как и упомянуть Россию в представлении еще одной Империи Зла, имея в виду не народ, а тех, кто стоит над народом. Забавно, что в рассказе в официальном русском переводе никак не смягчено словосочетание «антипутинский анархист», но с другой стороны – из песни слов не выкинешь. Впрочем если без юмора, то «Вы свободны» — кошмарная по смыслу история, которую хочется пропустить через себя только в качестве фантастического рассказа или фильма, и никогда в реальности.

Птицы войны (Дэвид Дж. Шоу)

Воздушный бойВоенно-воздушный рассказ, пусть и содержащий фантастический элемент, но прежде всего посвященный пилотам Второй Мировой, самоотверженно сражавшимся с нацистами. В отличии от сегодняшних мирных перелетов, тогда летчиков каждый день поджидала смерть, и никто из них не знал – вернется ли с боевого задания. А чудовища, фигурирующие в повествовании – сугубо метафора беспощадной бойни, куда более дикой и безумной, чем любые художественные ужасы. Поэтому «Птицы войны» — литературный реквием по погибшим, который не относится к развлекательным страшилкам. Ведь самые кошмарные чудища – те, кто начинает войны и обрекает тысячи людей на гибель во имя политики.

Летающая машина (Рэй Брэдбери)

Самодельные крыльяВеликий фантаст написал красивую и трагично-поэтичную легенду о мудром китайском императоре, однажды увидевшим, как человек поднялся в небо на самодельной машине. И владыка, бесспорно восхитившись изобретателем, принял страшное, но обоснованное решение…

Фактически Брэдбери говорит о том, что научно-технический прогресс всегда в первую очередь направлен на создание нового оружия, даже если создатель не преследует подобной цели. Когда-то сконструировав авиацию, человечество воплотило в жизнь военно-воздушные силы, убившие миллионы людей и сбросившие атомные бомбы на японские города. Де-факто это печальная неизбежность, когда наука служит злу, разрушающему мир, но в то же время защищает невиновных от агрессоров.

Брэдбери всегда был большим гуманистом, но одновременно усиленно предупреждал о темных сторонах развития общества. И сейчас по прочтении рассказа невольно задаешься вопросом; стоила ли жизнь одного человека фатальной неизбежности?

Зомби в самолете (Бев Винсент)

Зомби в самолетеРассказ по теме от второго составителя сборника. Здесь явно доминирует не столько любовь автора к авиарейсам, сколько почитание зомби-хоррора, причем в первозданном его варианте, когда мертвяки были медленными и безмозглыми. Фактически рассказ – фрагмент без начала и эпического финала из хроник апокалипсиса, когда несколько случайно собравшихся людей пытаются улететь от плотоядных трупов куда-нибудь на край света. Новелла короткая, поэтому в ней нет раскрытия персонажей и размышлений о происходящем, есть только сквозное действие с «фишкой» в концовке, объясняющей смысл названия. Эта миниатюра для разового прочтения, о том, что не бывает так плохо, чтобы не могло быть еще хуже.

Убийство в воздухе (Питер Тремейн)

Смерть в облакахА вот это уже совсем не хоррор, а классический детектив, отличающийся триллерной напряженностью в силу замкнутого пространства на высоте нескольких тысяч метров. Этакий «Эркюль Пуаро в самолете», которому нужно раскрыть убийство до того, как борт приземлится, дабы преступник не смог сбежать. Написано увлекательно, интеллектуально и с элементом социальной проблематики, ибо любое умышленное умерщвление имеет причинно-следственные связи.

Эксперт по турбулентности (Стивен Кинг)

ТурбулентностьВопреки возможным ожиданиям, у старины Кинга в сборнике не самый филигранный и страшный рассказ. Может быть потому, что произведение относительно новое, а значит не относящееся к «золотой эре» мастера, но это субъективное мнение. В целом «Эксперт по турбулентности» — сверхъестественный жутик по форме и производственная драма по содержанию, о нелегкой жизни «людей Х» определенной категории. Не все Супермены борются с Суперзлодеями посредством Сверхсилы. Есть и такие, которые просто спасают жизни удивительным способом в экстремальных обстоятельствах, таких как смертоносная, но «минуемая» авиакатастрофа.

В любом случае, если вы любите Кинга всякого и разного, то рассказ вам понравится, ибо написан он как подобает Королю Ужасов.

Падение (Джеймс Л. Дикки)

ПрыжокЗавершающим произведение сборника стала поэма, буквально романтизирующая смерть. Жуткий случай выпадения стюардессы из самолета представлен как ода трагической красоте. Изящная словесность одновременно восхищает и ужасает, просто от осознания, что состояние человека, который понимает, что умрет через несколько секунд, можно так воспеть. Да уж, поистине безграничная сила таланта человеческого…

Послесловие

«Пилот №2» антологии, Бев Винсент, традиционно благодарит всех сопричастных, и нас, целевую аудиторию, с удовольствием отмечая, что с ним во время полетов ничего реально страшного не происходило. Чего и нам желает.

Страница книги «Летать или бояться» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Впечатления от хоррор-альманаха «Летать или бояться» (Flight or Fright, 2018 г.)

  • Эндрю Вулф

    Интересно. Большой такой материал получился.

    • Я не копался в Рунете слишком глубоко, но бегло пройдясь — увидел, что пока нет аналитики данного сборника, с хотя бы кратким разбором каждого произведения в нем. Так что можно считать данный материал аналитическим эксклюзивом Клуба.

Добавить комментарий

  

  

66 − 58 =