КРИК-НОВОСТИ

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Как это красиво!» — о Лавкрафте, его рассказе «Цвет из иных миров» и экранизации Ричарда Стэнли

 

Цвет из иных миров - кадр 1В чем одна из причин негативных оценок отдельных произведений искусства, будь то книга или фильм? В том, что мы не понимаем, что мы сейчас читаем/смотрим, почему оно такое и для чего создано. Конечно это не означает, что конкретный «критик» глуп или обделен чувством прекрасного. Он может быть просто далек от определенных идей и форм их выражения, в силу субъективного жизненного опыта и личных интересов. Иначе говоря, «вот это – просто не моё», что естественно не констатирует, что сия литературная или кинематографическая история объективно плоха. Поэтому когда кто-то с пеной у рта поносит творчество самобытного автора, он зачастую выражает лишь собственное эмоциональное впечатление, лишенное аналитики как на смысловом, так и на художественном уровне.

Цвет из иных миров - кадр 2Говард Филлипс Лавкрафт – писатель поистине «не от мира сего», что не помешало ему обрести армию поклонников, как в мировом хоррор-сообществе, так и в среде серьезных исследователей культурных явлений, оказывающих существенное влияние на развитие социума. По-настоящему жуткие, филигранно написанные мифы о параллельных мирах и их причудливых обитателях, завораживают и заставляют испытать космический ужас перед немыслимым, а значит необъяснимым. Лавкрафт был мастером ужаса в чистом виде, без параллелей с осязаемой реальностью. Люди в его произведениях сталкиваются с иррациональным кошмаром, возникающим из ниоткуда и забирающим своих жертв в никуда. Лавкрафтовские чудища – пришельцы, которым чужды традиционные понятия добра и зла, они подчинены иным законам существования, а человек для них значит не больше, чем букашка у нас под ногами, которую мы раздавим, и даже не заметим этого. Посему Говарда можно считать диким фантазером, чьи сочинения не имеют практического смысла, но его читали и будут читать миллионы именно потому, что они жаждут куда большего, чем привычной «нормальной» жизни. Нам сложно понять и объяснить глобальную суть человеческого существования, и мы банально рады признать, что многого не знаем, проникаясь экстравагантным художественным вымыслом.

Цвет из иных миров - кадр 3«Цвет из иных миров» — образцово-показательный рассказ о вселенском кошмаре, который Лавкрафт считал своим лучшим творением. Он создан в привычной для автора форме повествования от первого лица, как будто жуткую историю вы узнаете от ее реального участника. При этом рассказчик «ненадежный», так как в свою очередь вещает со слов другого человека, возможно тронувшегося умом, ибо передаваемые события слишком крышесносящие, чтобы быть правдой. Но благодаря скрупулезным подробностям внезапной катастрофы, и душераздирающим мучениям оказавшихся в ее эпицентре, читатель с богатым воображением ужасается в высшей мере. Формально по сюжету «Цвет из иных миров» — бульварная страшилка про то, как «нечто из космоса» рухнуло рядом с домом обычного фермера и заразило всё вокруг чем-то смертельно-опасным. Но фактически это произведение об ужасе обреченности на смерть, когда она медленно-пыточная, иррациональная и беспощадная. Никто из нас не может предугадать – когда и как покинет бренный мир, но каждый подсознательно хочет, чтобы это было быстро и безболезненно. Кошмары Лавкрафта базируются на том, что его герои слишком много узнают о «чём-то», что лежит за пределами их понимания, и гибнут в долгом и отчаянном сражении с всесильным божеством, бесформенным и безграничным. Ужас кроется в отсутствии естественного ухода из жизни в преклонном возрасте, когда старческая мудрость позволяет принять неизбежность с определенной степенью смиренности. Здесь же ты умираешь из-за жестокого рока, случайного столкновения с запредельной субстанцией, для которой уничтожение тебя – не зло, а заурядный ход вещей.

Цвет из иных миров - кадр 4По объему «Цвет из иных миров» — малая проза, но подсознательно кажущаяся большим произведением. События происходят на протяжении многих месяцев, шаг за шагом двигаясь к локальному апокалипсису, обрушившемуся на несчастную семью Гарднеров. Точная экранизация потребовала бы как минимум мини-сериала, и всё равно не смогла бы угодить всем поклонникам автора. С одной стороны, у Лавкрафта простой язык, но с другой — его фантазия настолько эксклюзивна, что практически необлачима в универсальную рациональную форму. Любая киноинтерпретация – это всё равно «фильм по мотивам», даже при дотошном сохранении хода событий. Поэтому в первую очередь на экране важно передать дух книги, атмосферу и эмоциональную окраску оригинала, допуская частичное переосмысление фабулы.

Цвет из иных миров - кадр 5Режиссер Ричард Стэнли – преданный фанат Лавкрафта, еще в детстве полностью ознакомившийся с его творчеством, а сейчас работающий на массовую современную публику. Для Стэнли логично осовременить классику, перенеся действие в наши дни, со смартфонами и интернетом, что, впрочем, мало поможет в борьбе с Космическим Ужасом. И если в оригинале отношения членов семьи были вынесены за скобки, то здесь они играют важную роль в очеловечивании вымышленных персонажей. В рамках сюжета четко прописан образ каждого главного героя, из чего понятна мотивация их действий в процессе развития страшных событий. Поэтому так называемая «экранная отсебятина», по отношению к оригиналу, закономерна и правильна, при том, что Стэнли где только можно сохраняет книжные нюансы. Многомесячный хронометраж рассказа, в фильме сокращен до нескольких суток, что не снижает градуса ужаса, а лишь подстраивает фабулу под кинематографическую динамику. Зритель реально считывает с экрана всё тот же «Цвет из иных миров», адаптированный под стилистику Стюарта Гордона, Брайна Юзны, Джона Карпентера и Дэвида Кроненберга, в свою очередь черпавших вдохновение из творчества Лавкрафта.

Цвет из иных миров - кадр 6Сугубо как кинопродукт, картина Стэнли – научная фантастика, параноидальный триллер и бодихоррор с элементами зоохоррора в одном флаконе. Если по началу лента может казаться привычной американской страшилкой про стереотипную семейку со старомодным папой, вечно занятой мамой и трудными детьми-подростками, то потом она однозначно превращается в оголтелый авторский фильм ужасов, в котором режиссер позволяет себе всё, что хочет. И при этом картина — «трэш» не более, чем творчество Лавкрафта в целом, где монстры – не развлекательная самоцель, а выражение непостижимости Вселенского Ужаса. В картине почти нет банальных скримеров, так как зрительский страх генерируется за счет общей непредсказуемости кошмара, с напрочь отсутствующей привычной логикой. Герои вообще не понимают – что происходит, а значит тем более не ведают – как с этим бороться. Им лишь кажется, что они сражаются, а на самом деле жертвы плывут по течению своей печальной судьбы.

Цвет из иных миров - кадр 7У Стэнли получилась практически идеальная экранизация «Цвета из иных миров», где претензии к качеству лежат в плоскости неприятия творчества самого Лавкрафта. Режиссер воссоздал на экране Универсальный Ужас в чистом виде, вне социальных устоев и этнических особенностей. Любой человек в мире – лишь песчинка во Вселенной и в истории, но в то же самое время – его жизнь уникальна и бесценна. Поэтому все мы равны пред летальным исходом, обязательным и безжалостным, и одинокого бессильны, чтобы его избежать. А искусство – наш путеводитель, в том числе помогающий обрести смысл индивидуального бытия, и пойдя долиною смертной тени, не убоятся зла…

Страница книги «Цвет из иных миров» в КЛУБ-КРИКе

Страница фильма «Цвет из иных миров» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

6 комментариев «Как это красиво!» — о Лавкрафте, его рассказе «Цвет из иных миров» и экранизации Ричарда Стэнли

  • Побольше бы сросшихся альпак и было бы ваще зашибись)

    Удивительно как негр в итоге пережил вот это всё)))

    Хотя предыдущая экранизация («Проклятие» что ли звалось) ещё более хэппи ендовое такое и вполне ничего так получилось. Тоже не шедевр, конечно, но обе достойны внимания вполне.

    • Я уже в процессе подготовки текста выяснил, что есть и другие экранизации, хотя в Клубе на них даже рецензии опубликованы, правда очень давно ))

      И я специально в тексте никак не упомянул о том, что главную роль играет Николас Кейдж. Его можно было бы заслуженно похвалить, но по сути это не актерское кино, здесь при анализе увиденного реально концентрируешься на другом.

  • vkontakte.ru Эндрю Вулф

    Очень интересный микс литературы и кино вышел!

    • Писать на всё это реально было одно удовольствие! От фильма я предвзято ожидал, что он будет «так себе», особенно по сравнению с книгой, а оказался мощной экранизацией.

  • Совершенно потрясающее шизоидное кино, и реально красивое в своей первородной жути и жестокости по отношению ко всему живому, и такое гипнотическое, как и гипнотические трейлер и твоя рецензия! 🙂 Это просто чистый кайф, этот фильм цепляет сильными ощущениями страха и безумия от неопознанного иррационального нечто, меняющего реальность. И пугает наверное больше не то, что нам показывают визуально (хотя грим безусловно на уровне!), а именно нагнетание кошмара и постепенная неизбежная трансформация, поглощение цвета и зрителя вместе с ним в этот кислотно-лиловый водоворот. Оценю на 9 из 10. Да, и я смотрел когда-то прежнюю экранизацию под названием «Проклятие», тоже про метеорит, практически ничего не помню, за исключением того, что мне понравилось в целом.

    • Рад, Никита, что мы солидарны в высокой оценке фильма 🙂 У этого же режиссера Ричарда Стэнли всем любителя олдскула и фильмов про роботов рекомендую посмотреть «Железо» (Hardware) 1990 года. Тоже чертовски атмосферный и завораживающий фильм, и по мне так очень неплохая аллюзия на первого «Терминатора».

Добавить комментарий

  

  

+ 84 = 90