КРИК-НОВОСТИ

 
 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Забытые корни — рецензия на фильм «Яга. Кошмар тёмного леса» (2020 г.)

 

Яга - кадр 1Баба-яга уже не та, что раньше. Забудьте про горбатую старушенцию с длинным носом, коей она представала в советских фильмах и на иллюстрациях к сказкам. Новая Яга – сексапильная няня, которая приглядит не только за ребенком, но и за мужем, со временем охомутает его, а малыша унесет в неизвестном направлении. Нынешние ведьмы – те еще стервы, действующие подлыми методами, и обезоруживающие своими чарами. Мужики слабы перед ними, жены зависимы от мужей, а детей вообще никто не слушает, ибо они «не должны мешать взрослым». Вот так ребятки и сворачивают на дурную дорожку, ведь на них всем наплевать, кроме столь же малолетних гопников и…демонов, жаждущих сожрать юные души.

Яга - кадр 2Отсюда неудивителен и даже закономерен кастинг «Яги» Святослава Подгаевского, где в образах «родителей с проблемами» выступили звезды «Нелюбви» Андрея Звягинцева. Марьяна Спивак и Алексей Розин играют внешне счастливую семейную пару, у которой недавно родилась дочь. Вот только на муже лежит груз скорби о прошлой супруге, погибшей в катастрофе, а нынешняя жена не может найти общего языка с ершистым пасынком, также грустящим по умершей маме. Да и правда ли герои любят друг друга? Ведь стоило появиться в доме горячей бебиситтерше (Светлана Устинова), как брак пошел наперекосяк.

Яга - кадр 3Упаси бог подумать, что «Яга» так же глубока и трагична, как «Нелюбовь». Подгаевский сознательно снимал не пронзительную многослойную драму, а чистый хоррор, и в этом естественно нет ничего плохого. Другое дело, что упомянутый каст и схожесть отдельных мотивов невольно заставляют сравнивать два абсолютно разных фильма. И здесь и там «забытые дети», в случае Звягинцева вследствие чудовищного эгоизма, а в вариации Подгаевского – под гнетом сверхъестественного зла. Таким образом «Нелюбовь» — смысловой трагедийный ужас, а «Яга» — стопроцентно мрачная, но развлекательная картина, лишь имитирующая интеллектуальное наполнение. Поэтому садясь смотреть Подгаевского, нужно четко понимать, что это сугубо жанровая лента для конкретной целевой аудитории, и ее не стоит оценивать по высокохудожественным критериям.

Яга - кадр 4Посему сосредоточимся на хоррор-атрибутах и мистической стилистике, и попробуем понять – насколько получилось «страшное кино»? Да примерно настолько же, насколько удались все предыдущие работы Подгаевского. Ведь если воспринимать творчество Святослава как единое целое (исключая музыкальные клипы и короткометражки), то можно обозначить его четкие черты:

  • Сюжетная основа – древнерусский фольклор или городская легенда.
  • Депрессивный жесткий тон повествования на протяжении всего хронометража.
  • Нарочито медленное развитие событий, когда на первом плане сонно-кошмарная атмосфера, а не экшен.
  • Превосходство формы над содержанием, когда в послевкусии остаются впечатления от антуража, а не от фабулы.
  • Откровенное использование иностранных хоррор-приемов.
  • Задел на сиквел в финальном эпизоде.

Яга - кадр 5Де-факто ни один из перечисленных пунктов не является дурновкусным примером низкопробного кино. Наоборот, черты говорят о наличии у режиссера квалификации, как с искусствоведческой, так и с коммерческой точки зрения. Другое дело, что на практике это работает не всегда, внезапно разочаровывая зрителя там, где этого не должно случиться. И говоря конкретно о «Яге»; то, что в фильме речь идет о «той самой, с детства знакомой ведьме», нам показывает в паре эпизодов лишь ее металлическая (не костяная – веяние моды) нога. Ясен пень, что это художественная, а не документально-культурологическая картина, но положа руку на сердце, мы понимаем, что вместо Яги здесь могло быть любое другое Зло, не привязанное к отечественному фольклору. Отсюда и удобство использования западных и восточных штампов, характерных для «японских мертвых девочек» и голливудских монстров.

Яга - кадр 6С позиции мирового проката классно, что «Яга» — универсальное по восприятию кино, но в то же время оно «не наше», ибо принадлежность к русской культуре лишь формально обозначена, а чудище стандартизировано под чужеродные лекала. Поэтому с помощью таких проектов развиваются лишь наши технические навыки «делать как они», а не самобытная кинематографическая школа. Кто-то возразит, что наша жизнь и так стала похожа на Америку (не по экономическому уровню, увы, а по обилию товаров/услуг и потребительскому духу), но даже элитный благоустроенный московский квартал вызовет у многих негативные ассоциации («далеко не все так живут!», а значит «нет правды жизни»).

Яга - концептНо может фильм хорош благодаря густому саспенсу и леденящим кровь сюжетным поворотам? Здесь тоже бабка надвое сказала… Используя современную терминологию, Подгаевский выпустил слоубёрнер – то есть хоррор, поджаривающий зрителя на медленном огне, постепенно нагнетающий атмосферу кромешного ужаса, дабы выжить из зрителя все соки. Но даже в такой тягучей страшилке важен ритм повествования. Подобная картина должна завораживать, но не должна усыплять, а «Яга» творит со зрителем скорее второе, нежели первое. Сверхплавное развитие событий, продолжительный темный визуал, зомбированные взрослые персонажи по совокупности притупляют внимание, и экранное действие жёстко убаюкивает. Хочется взрыва эмоций и впечатлений, который шокирует тебя, выдернет из кресла, заставит хоть на миг испугаться по-настоящему! Но «Яга» исправно сохраняет тональность до самого финала, который…смотри выше последнюю характеристику творчества режиссера. Подобная франшизация обесценивает оригинал как самобытное художественное произведение и формально оправдывает творца за оставшиеся вопросы к сценарию (ждите продолжения…которого может и не быть). А зритель в своём большинстве хочет совсем другого – по-настоящему крутой, яркой, страшной картины, пусть чисто развлекательной, пусть неглубокой, но впечатляющей, запоминающейся и отличающейся от иностранных аналогов. Сейчас же мы вновь получили более-менее удовлетворительную компиляцию зарубежных лент и не более того. Глобально в сфере искусства импортозамещение – точно не наш путь. Почему бы нам прямо не обратиться к родному фольклору, страшным сказкам и архетипам, мистическому русскому творчеству, без обязательной и пристальной оглядки на Голливуд? Посмотреть на себя таких, какие мы есть. Или это слишком страшно?

Страница фильма «Яга. Кошмар темного леса» в КЛУБ — КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Забытые корни — рецензия на фильм «Яга. Кошмар тёмного леса» (2020 г.)

  • vkontakte.ru Эндрю Вулф

    У Подгаевского опять ничего хорошего снять не получилось? А ведь начинал он многообещающе.

    • На мой взгляд, нет ощутимого творческого развития, когда последние несколько фильмов по уровню примерно одинаковые и сильно похожи на среднестатистические американские хорроры. Нужно признать, что в целом мы достигли хорошего технического уровня (не только в ужасах, но и в российском кинематграфе в целом), выпить по этому поводу шампанского и идти развиваться дальше. А реально такое ощущение, что мы как достигли, так и пьем с того момента до сих пор, и ни фига не развиваемся 🙂

Добавить комментарий

  

  

5 × 1 =