Тема фольклорного ужаса особо волнующая для меня, потому что я недавно понял, что Российскому хоррору лучше вообще развиваться в данном направлении; тут и сугубо родные мотивы, и патриотизм, и очень многое. В создаваемых сейчас вещах «Опрокинутый дом», «Келе — темный дух», «Иссыка-Куку» я использую Башкирскую, Якутскую и Удмуртскую мифологию.
В нашем новом кино мистического направления создатели тоже начали использовать тему фольклора. Правда пока это достаточно робкие шаги, весьма робкие. В текущем году вышла в прокат «Яга. Кошмар темного леса», а перед этим появился фильм «Мертвые ласточки», вообще прошедший незамеченным. Ну почему незамеченным — понятно, ведь в отличии от Яги «Мертвые ласточки» — кино крайне малобюджетное, в нем нет захватывающих эффектов и прочего, что может привлечь массового зрителя. Этот фильм в большей степени выстроен на актерской игре, на мистическом психологизме, на тех моментах, что мы, живущие в России, как-то по своему понимаем окружающую реальность. Конечно, на первый взгляд, может показаться, что ментальность, предоставленная в данной картине, идет напрямую от страшных сказок, знакомых с детства режиссеров Роу или Птушко, но так ли это? Да, при большом желании мотивы великих сказочников в определенных эпизодах угадываются, но как мне показалось, авторы в наиболее страшных эпизодах оригинальничают и берут ориентир на западные образцы хоррора. Но попытка совместить «и наше, и ихнее» почему-то здесь оборачивается каламбуром.
Собственно по-настоящему страшных моментов в фильме, связанных с главной пугалкой — Кикиморой, крайне мало. Ну, например, сцена, когда она появляется ночью в избе, проскальзывая как призрак, сделано неплохо. Так же достойно смотрится эпизод, где Кикимора принимает вид девочки с зайцем на руках. В определенном плане эта сцена способна очень напугать, и, честно сказать, могла бы быть гениальной, но и тут не дожали. Слишком прямолинейно подано (Кикимора сворачивает зайцу шею), а куда сильнее было, если бы страшная сцена лишь намечалась пунктиром, и тогда могла бы стать выдающейся в нашем хорроре, но мимо.. Определенно еще можно похвалить момент, где якобы лес принимает вид умершего дедушки одного из героев, но на этом всё пугающее в фильме заканчивается. Герои перемещаются по лесу, истерят, всё в духе малобюджетного кино, хотя в умелых руках хорошего режиссера, даже дешевый фильм способен стать шедевром. А «Мертвые ласточки» лишь давали надежду на качественный лесной хоррор, но, увы, вновь не сложилось.
Конечно всё вышенаписанное вовсе не означает, что фильм так уж безнадежно плох, вовсе нет. Это интересная попытка сделать фольклорный ужастик, и во многом видно, что авторы очень старались. К тому же индустрия страшных фильмов у нас только встает на ноги, и мы обязательно дождемся шедевра, в том числе и в фольклорной теме.
Добавить комментарий