


|
||||
|
Круг обреченных — краткий обзор советских и российских фильмов об агрессивных инопланетных вторжениях, включая отзыв на фантастический триллер «Аванпост» (2019 г.)«Посредник» (1990 г.) Ну что же, очень долго нам пришлось ждать собственного в Советском Союзе фильма об агрессивном инопланетном вторжении. «Посредник» вышел уже практически в последний год существования СССР, и до сих пор не забыт. Мрачный психоделический стиль этого первого и последнего советского (на сию тему) фантастического триллера, с напрасным, на мой взгляд, закосом под Тарковского, произвел на мое поколение неизгладимое впечатление. Тем более своим психотропным тягучим стилем, фильм никак не походил на обычную чернушную продукцию того времени; он был слишком смысловой, слишком по страшному пророческий. Через год рухнул в пропасть Советский Союз, как будто подтверждая напророченное в фильме, и, к сожалению, не нашлось никого, кто бы спас страну от нашествия дикого капитализма, кто отвел бы беду. Показанное нам в «Посреднике», относится к так называемой категории тихих вторжений, умных агрессий, когда инопланетные захватчики идут не нахрапом, как полчища гитлеровцев, а действуют умно, заранее разрабатывая тактику незаметного нападения. В исходной книге Мирера «Дом скитальцев», и в фильме происходит так называемое подселение матрицы агрессоров в тело носителя, при помощи специального прибора «Посредника». Но данная тактика практически не работает против детей и безумцев (мотив с последними, кстати, присутствует только в фильме/экранизации ), на чем пришельцы и погорают. Фильм спорный и неровный, но тем не менее нельзя не признать, что это одна из лучших жанровых картин эпохи перестройки. На фоне многочисленной чернухи и различных трэш-маразмов, заполонивших тогда экраны, картина «Посредник» казалась глотком свежего воздуха. «Невозможные зеленые глаза» (2002 г.) Этот скромный телевизионный фильм ныне совсем забыт, а между тем он явился довольно интересным продолжением темы, начатой «Посредником». И мотивы триллера в нем тоже имеются, хотя нет ни спецэффектов, ни боев; он скорее психологический, с уклоном в то, что делали в некоторых вещах братья Стругацкие. Александр Литвинов принадлежит к поколению российских клерков. Глянцевые журналы навязывают ему стиль жизни, который он не может себе позволить, окружение требует от него успеха и профессиональных амбиций. Риэлторская карьера Александра складывается не совсем удачно, последний шанс поправить дела – заполучить участок земли, который когда-то принадлежал пионерскому лагерю. Однако земля занята. Здесь проводятся странные исследования. Пришельцы хотят выяснить, насколько человечество человечно и не пора ли полигон под названием Земля закрывать. Чтобы спасти цивилизацию, Александр должен научиться жить другими ценностями. /синопсис с КиноПоиска/ Пришельцы здесь не агрессивны, они ничем не отличимы от людей, ну или полностью копируют их облик. Однако ради равновесия во Вселенной, они вполне готовы ликвидировать Землю. Поэтому финал, где практически выносится приговор Земле — очень напряженный по драматизму. Фильм вообще балансирует на стыке трагикомедии, психологического триллера и социальной фантастики, умело вбирая от каждого направления что-то своё, глубоко оригинальное. «Фантом» (2011 г.) Спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым, полутрэшевый эпик о вторжении агрессивных пришельцев в Москву, к сожалению не вызывает ничего, кроме отторжения. При всех заявках на громкий блокбастер, фильм имеет в основе скверные спецэффекты и отвратительную игру актеров, что американских, что наших. Плюс многочисленные сценарные ляпы и нестыковки…говорить в общем-то не о чем. «Споры» (2011 г.) Небезынтересная попытка снять фантастический хоррор в режиме «погоня-схватка». Этот фильм, к сожалению, так и остается единственным представителем данного жанра на территории России, на данный момент. В интервью режиссер Максим Дьячук и не скрывал, что делал чисто жанровый фильм-развлечение; в самом деле на большее он и не претендует. Учитывая совсем малый бюджет фильма, поражаешься тому, как все-таки достоверно сделаны эти чудовища. Не идеально, но ведь в нашем большом кино до сих пор нет ничего такого. Поэтому Дьячук тут угадал и вовремя успел вскочить в повозку, на которой до него мало кто ехал (имеется в виду у нас, в России). В фильме Дьячука речь идет об агрессивном инопланетном вторжении. До «Спор» могу в этой теме представить лишь мрачного «Посредника», но там немного иное, а больше фильмов подобного толка в жанровом российском кино нет, хотя это странно — подобные ленты всегда имеют коммерческий потенциал. В творческом активе Максима пока по сути хоррор один, но вообще в его планах было сделать из «Спор» трилогию. Во втором фильме монстры должны были крушить Омск, в третьем перекинуться на весь мир. Но денег на всю эту сумасшедшую роскошь конечно никто не даст, если ты не Федор Бондарчук. И я все же осмелюсь, хотя это может и не хорошо, сравнить «Споры», например, с «Диггерами» Тихона Корнева, которые стоили 52 миллиона рублей, и почувствуйте разницу в сравнении чудовищ; мой выбор однозначно в сторону фильма «Споры». К «Спорам» можно предъявить множество претензий; это и слабая игра актеров, и слишком схематичный, без особой глубины сценарий, но одного у этого фильма не отнять — обаяния. Когда-то в пресловутые девяностые, после семидесятилетнего стыдливого молчания в рамках жанра, киношники принялись так азартно и весело, с молодецким задором снимать это, что пошла волна ренессанса в отечественном хорроре. И в нынешнем состоянии российского кинохоррора, «Споры» кажутся глотком свежего воздуха, началом нового возрождения, которое, к сожалению, как и в первом витке, скорее всего никуда не разовьется. «Притяжение» (2017 г.) / «Вторжение» (2020 г.) Дилогию Бондарчука я в общем-то только упомяну. Если в первом фильме вторжение в пространство Земли произошло просто поневоле, и оно совсем не агрессивное, то во втором вторжение происходит, но опять же оно не с целью агрессии, а потому, что инопланетным гостям нужно поучить землян уму-разуму. Таким образом у нас остается на данный момент только один российский фильм, где полноценна разработана тема инопланетного вторжения, о нём далее. «Аванпост» (2019 г.)
|
|||
|
Добавить комментарий