


|
||||
|
Советский выживальческий триллер как явление — общий обзорВ то время как в западном кино двадцатого века тема экстремального выживания была почти что доминирующей, в советском кинематографе ей никак не находилось места. Так продолжалось до 1959 года, когда выдающийся режиссер Михаил Калатозов («Летят журавли») снял первый отечественный драматический триллер «Неотправленное письмо» на тему выживания. История о группе молодых геологов, отрезанных от большого мира сильнейшим пожаром в тайге, и вынужденных вести нешуточную борьбу за жизнь в крайних обстоятельствах, по настоящему была оценена только десятилетия спустя. Данный фильм стал первым примером того, что и мы могли говорить в кино об экстремальном выживании в крайних обстоятельствах. После «Неотправленного письма» следующим выживальческии фильмом по-советски можно считать «Вертикаль» с Владимиром Высоцким и его песнями, ставшим чемпионом проката второй половины 1960-х. Драматическая киноповесть о суровых буднях альпинистов шла в сочетании с сценами, полными триллерного напряжения. Так умел снимать в то время только Станислав Сергеевич Говорухин. Следом за «Вертикалью» прославленный режиссер сделал еще один сложнопостановочный горный триллер, на этот раз совмещенный с военной тематикой «Белый взрыв», где наши солдаты противостояли отборным горным дивизиям СС, и вели борьбу не только с врагом, но и с суровой природой. К слову сказать, почти все фильмы Станислава Сергеевича несли в себе триллерный элемент, а затем он и вовсе выдал настоящий хоррор-шедевр «Десять негритят», после чего на десятилетие ушел из художественного кино. В семидесятые-восьмидесятые с переменным успехом тема выживания в неординарных обстоятельствах доминировала в военно-патриотическом кино, а затем на волне всплеска к жанру переместилась в немногочисленные тогда первые советские фильмы-катастрофы. Такие же ленты, как, например, «Дважды рожденный» сочетали в себе симбиоз жанров; это вам и военная драма, и триллер, и катастрофа тоже. Но все же если вести разговор о советском жанре, как определенном явлении, то конечно здесь более доминировала военная тема, революционная тема, и наконец тема опять-таки немногочисленных советских боевиков. Например те же мегапопулярные «Пираты двадцатого века» сочетают в себе варианты советского боевика по голливудским канонам и одновременно тему выживания в схватке с иностранными бандитами. Опять-таки к этому творению приложил руку Станислав Говорухин, имеющий огромный интерес к жанровому кино, о чем неоднократно говорил в своих интервью. Чуть позже он как сценарист выступил в создании похожего по концепту боевика «Тайны мадам Вонг», но фильм не повторил успеха «Пиратов…» из-за весьма посредственной режиссуры, и канул в забвение. Кроме боевиков, в советском кино, как не странно, тема выживания обширно была представлена в жанре милицейского детектива. Это когда как правило одинокий милиционер в силу обстоятельств ведет схватку с преступником, тоже представленным единично, в условиях дикой природы или даже разгулявшейся стихии. Эту тему отразили такие фильмы, как «Схватка в пурге», «Сыщик», «Найти и обезвредить», «Чужие здесь не ходят», «Двойной обгон», «Полет с космонавтом». В восьмидесятые тема выживания все так же выступала доминирующей в историко-революционной теме. «Один и без оружия», «Непобедимый», «На острие меча» и многих иных, ныне канувших в забвение лентах, именно из-за темы, ставшей в годы перестройки изгоем в силу резкой смены политической направленности. В годы же перестроечного кино мегапопулярной стала стала тема афганской войны, в которой подтема экстремального выживания звучала как никогда актуально. И такие ленты, как «Ущелье духов», «Афганский излом», а чуть позже и многочисленные боевики о Кавказской и Афганской войнах, где так же как правило одиночки вели войну с наркотрафиком или душманами, стала мегапопулярной, не уступая западным боевикам, к сожалению, как правило категории Б. Такие ленты, как «Караван смерти», «Горячая точка», «Чтобы выжить», «Афганец 1- 2» в девяностые имели бешеную популярность, но преимущественно на домашнем видео. Но вершиной темы выживания в девяностые стал «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, где первую большую роль сыграл будущий кумир поколения Сергей Бодров-младший, легендарный «брат». К сожалению в новом российском кино тема экстремального выживания не получила почти никакого развития. В нулевые не было вообще ничего на подобную тему, в последующее десятилетие было снято всего три фильма в традициях жанра катастрофы — «Метро», «Экипаж» и недавний «Отрыв». Конечно это очень мало, но новое российское кино развивается, пусть и медленными темпами. И думаю, что нам предстоит увидеть прорыв в этой весьма интересной теме. |
|||
|
Добавить комментарий