Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Возвращенные с того света

 

Образ вернувшегося с того света в Советском и Российском кино.

Вступление.

Тема крайне непростая, согласитесь, но я не смог миновать ее на пути исследования русского хоррора. Тем более, что фильмов, где есть так называемые «возвращенцы», в советском и российском кино не так уж много. Зато о каждом можно вести отдельный разговор. Я не буду делать на каждый из них подробный обзор, главки получились небольшими, зато отражающие суть разговора, который мы затеяли.

Итак… возвращенцы Советского и Российского Кино с того света.

«Гамлет» (1964 г.)

1. Тень отца Гамлета.

ГамлетБесспорная классика жанра, фильм на все времена, местами просто настоящий хоррор. А уж сцены, когда призрак отца приходит к Гамлету, и вовсе пробирают до жути. Шестидесятые годы, право не знаю — имел ли режиссер Козинцев представление о западном хорроре? Наверное, имел, потому что уж больно по западному выстроены и сняты эпизоды с появлением призрака отца. Но впрочем и помимо этого в фильме немало страшных вещей. Даже хрестоматийно знакомый и набивший оскомину разговор Гамлета с черепом Йорика — и тот жуток. Но а если говорить в целом, Козинцев — большой мастер, его средневековье в точности воспроизводит готическое, даже Босховское восприятие мира; чумное, мрачное, наполненное призраками и демонами. Недаром «Гамлета» Козинцева до сей поры считают лучшей экранизацией бессмертной пьесы, и самой мрачной.

«Вий» (1967 г.)

2 Панночка-ведьма.

ВийБесспорно, Гоголь — гений. Ему не окажешь в умении рассказывать страшные сюжеты, но и отдельные образы писатель выстраивал филигранно, чего стоит Ведьма-панночка, устроившая для бедного Хомы бесовскую вакханалию, воскреснув из мертвых. Есть мнение, что Гоголь вкладывал в данный сюжет не только мистические, но и эротические мотивы, правда это или нет — не суть важно. Важно то, что мы в нашей литературе имеем самый потрясающий образ возвращения с того света.

«Солярис» (1972 г.)

3. Хари.

СолярисЕсли бы когда-нибудь Андрей Тарковский снял бы чистый хоррор, это был бы всем хоррорам хоррор! Хотя мотивы этого жанра звучат у него почти во всех фильмах, от «Андрея Рублева» до «Жертвоприношения». Особенно же сильно они выражены в «Солярисе» и «Сталкере». До сих пор есть мнение, что изначальная версия «Сталкера» точно воспроизводила «Пикник на обочине» Стругацких без всякой отсебятины, с ловушками, монстрами и ужасами, бывшими в изначальной повести. В «Солярисе» же разумный океан воспроизводит воспоминания, двойников. Так главному герою Крису он возвращает умершую жену Хари. Но так как практичный Крис, знающий цену всему, жену-двойника не принимает, Хари умирает и возвращается, умирает и возвращается. Вот сцены бесконечных умираний и воскрешений Хари с буйством, с выгибанием тела в предсмертной агонии, и есть в фильме существенный элемент хоррора.

«Маленькие трагедии» (1979 г.)

4. Каменный Командор.

Маленькие трагедииСкажу честно, что новелла про явление Командора — это как раз и есть чистый хоррор. Ничего страшнее в жизни ни видел, тем более, что смотрел фильм еще лет в 11-13, демонический хохот Командора до сих пор звенит в ушах.
— Все кончено! Дрожишь ты, Дон Жуан!
Ну или та сцена, где Дон Жуан, издеваясь над Командором, посылает к статуе слугу, пригласить того на свидание. И статуя неожиданно кивает в ответ на просьбы слуги. Ну вот честно, ужас пробирал до икоты! Это взрослым еще можно терпеливо сносить такие неожиданности, а ребенок реагирует по другому. Каменный Командор Пушкина — один из самых известных возвращенцев с того света в русской литературе. И конечно же, что в литературе, что в кино, этот, принявший облик статуи, мертвец символизирует возмездие за грехи похоти. Действительно жуткий образ.

«Пиковая дама» (1982 г.)

5. Старуха-графиня, явившаяся к Германну.

Пиковая дамаВ перерыве между сериями о Шерлоке Холмсе Игорь Масленников снял сугубо авторскую и отчасти эстетскую экранизацию повести Пушкина «Пиковая дама», где в роли рассказчицы выступила гениальная Алла Демидова. Да и вообще вся постановка гениальная, по моему мнению самая «Пушкинская» в нашем кино. Но нас в силу темы Клуба интересует в этом фильме один-единственный эпизод, а именно сцена явления призрака старухи-графини в келью Германна, с целью открыть тому тайну трех карт. Игорь Масленников поставил эту сцену очень хорошо; тут присутствуют и таинственность, и жуть, ведь до этого он снял по сути самый впечатляющий хоррор-эпизод в советском кино, тот, что с собакой Баскервилей, а позднее мистическую подростковую драму «Филипп Траум».

«Семья вурдалаков» (1990 г.)

6. Дед — вурдалак.

Семья вурдалаковОдин из первых российских хорроров нельзя назвать шедевром, но снят он в атмосфере нарочитой мрачности. Попавший в провинциальную глубинку столичный журналист сталкивается с реальным злом, ордой кровопийц, главный из которых — страшнючий дед, превративший в упырей всю семью, вернувшись после смерти вурдалаком. Кстати уже недавно рассказ Толстого опять экранизировали, далеко по мотивам, конечно, и там есть по сути тот же образ деда-вурдалака (Михаил Жигалов), но боже мой, какая разница! Фильм Шавлака, снятый дешево, на плохой пленке, с отсутствием каких-либо эффектов и с этим кошмарным дедом укладывает современную картину на лопатки! Многие до сих пор вспоминают ту ленту с содроганием, чего не скажешь о современной версии, где есть и спецэффекты, и поединки, но фильм не волнует и не цепляет.

«Прикосновение» (1992 г.)

7. Форзи — злобные мертвецы. Живой портрет.

ПрикосновениеСамый страшный и удачный фильм в российском хорроре о возвращенцах с того света. Злобные мертвецы Форзи, призраки насильственно погибших людей, приходят к живым, дабы уговорить свести счеты с жизнью. Хоррор-интрига фильма возможно так выстрелила потому, что все происходящее в этом депрессивно-жутком фильме совпало с эпохой всеобщего развала и безнадеги. Однако я до сих пор не решаюсь его пересматривать, потому что даже спустя годы впечатление от фильма то же, — страшно! А уж про говорящий портрет, напугавший столь многих, я вообще молчу, так пугать наверно могли только в начале девяностых.

«Экстрасенс» (1992 г.)

8. Гера Романов.

ЭкстрасенсФилософский боевик с большей доли мистики и хоррора о неком пареньке Гере Романове, который получил в жестокой драке травму головы. Практически вернувшись с того света, Гера обрел способность открывать параллельные миры, стал целью охоты некоего темного мага (Валерий Леонтьев), желающего заполучить могущественный артефакт. Фильм отличнейший! Конечно оценить его могут немногие, ведь «Экстрасенс» хоть и экшен с множеством боев и погонь, но боевик все же с зачином на мыслящую аудиторию, а не на попкорновую. К сожалению в девяностых этот эксперимент по скрещиванию боевика и философской драмы провалился, в нашем времени фильм помнят только самые упертые киноманы.

«Четвертая планета» (1995 г.)

9. Школьница.

Четвертая планетаНе надо вглядываться в бездну, как бы говорят нам авторы фильма, вослед за гениальным Рэем Брэдбери, по мотивам «Марсианских хроник» которого и снят этот удачный фильм. Прошлое глядит на героя в виде красивой девочки из его грез, к которой он в детстве и подойти бы не посмел. Показательный пример того, как минимальными средствами можно снять хорошую во всех смыслах картину. Один из немногих фантастических фильмов девяностых, который порадовал отсутствием маразма, свойственного многим тогдашним фантастическим лентам. Марс воспроизводит для прибывших на него космонавтов не только реалии их прошедшего земного существования, но и так же возвращает тех, кто на Земле давно умер.

Навеки влюбленный в одноклассницу, погибшую от ножа подонка, космонавт Беляев вдруг встречает ее воскресшую. И хотя Беляев понимает, что все это лишь фантомные игры Марса, он должен сделать нелегкий нравственный выбор, развеять обманный туман-ловушку чужой планеты, или остаться в нем с фантомной, но желанной любимой, забыв о Земле. Финал просто пробирает до костей, ибо авторы как бы заставляют зрителя проживать с ним это нелегкое решение. Один из немногочисленных фильмов девяностых, с которых начался подъем российского кино. Кстати для актрисы Ольги Беляевой, сыгравшей школьницу, вернувшейся с того света, роль прозвучала пророчески страшно;через шесть лет после съемок женщина трагически погибла.

P. S. Как мы видим, не так уж много фильмов о мистических возвращениях с того света в нашем кино, но зато каждый в этом списке стал событием. Возвращение с того света — особое явление в хоррор-кино, особенно в нашем, и оно стоит того, чтобы рассказать о нем, и привлечь к нему внимание.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 1, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

28 + = 35