КРИК-НОВОСТИ

 
 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

В бликах водных отражений — отзыв на мистический фильм «Майская ночь, или Утопленница» (1952 г.)

 

Мистическая фантазия из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя — «Майская ночь, или Утопленница» отчасти обыгрывает тему  русалок, а также мистического ведьмовства (образ страшной мачехи).

Майская ночь - кадр 1Николай Васильевич из всех писателей девятнадцатого века вероятно наиболее проявлял интерес к мистицизму. Почти что все вещи в «Диканьке» касаются этой темы, а позже она продолжилась в «Петербургских повестях». Несмотря на то, что в «Утопленнице» много комичных моментов, также перешедших в фильм Роу, это весьма серьезная по духу мистическая вещь, поднимающая в своем концепте важные темы. Смысл их, по крайней мере в моем понимании, это негласный спор сутей языческих или даже протоязыческих с христианской сутью, что крайне волновало Гоголя. Даже неискушенным в обширном творчестве Николая Васильевича очевидно по произведениям мастера — какая нешуточная борьба шла в душе великого художника на протяжении жизни! Красочно, щедрыми мазками описаны карнавальные разгулы нечисти в цикле о «Диканьке» которые сменились позже на жесткую мистику «Петербургских повестей», где уже не веселье а истинная горечь от бессилия перед потусторонним («Портрет»). А окончилось всё, как мы знаем, и вовсе сожженным материалом второго тома «Мертвых душ», где была заявка на мистические сцены, в отличии от в общем-то сугубо реалистичного первого тома. Тянуло Николая Васильевича к вакхическим разгулам нечистой силы, а добропорядочность христианская не давала окончательно перейти черту. Вот подобная борьба отражена и в душе главной героине повести «Майская ночь», панночке, которую в фильме играет Лилия Юдина, и возможно так же в душе Левко, в исполнении Николая Досенко. Экранизация, осуществленная в 1952-м Александром Роу, конечно же имела незначительные отличия от повести, но не столь существенные, все-таки Роу был мастером своего дела.

Майская ночь - кадр 2Кто бы что не говорил, а Роу был и останется в череде гениев нашего старого кино. Его вклад в отечественное жанровое синема просто неоценим, и еще спустя годы подвергнется переосмыслению. Также с полным правом можно сказать, что Роу в некоторых своих лентах заложил основы отечественного хоррора («Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный»). «Майская ночь, или Утопленница» — последний фильм золотого периода этого художника, и последний по-настоящему хоррорный. Позже пожалуй лишь только в «Морозко» появятся два хоррор-эпизода; ожившие деревья и превращение Иванушки в медведя.

Майская ночь - кадр 3В «Утопленнице», как уже было сказано ранее, немало юмора, но всё же в целом тут все всерьез, а местами даже очень страшно, в отличии от поздних лент мастера, где только одно почти комикование. И не сказать даже, что это это совсем уж плохо, рука мастера лежит на всём, но с ранними лентами не сравнить. Являющаяся в бликах водных отражений влюбленному Левко панночка, как бы не была мила, всё равно уже не принадлежит миру живых. И милота ее облика в любой момент может обернуться русалочьим зловещим образом. Так же мила и очень даже женственна коварная мачеха, погубившая падчерицу, подтолкнувшая ее к последнему шагу, к водяному омуту, но «стоит ли обольщаться этим обманным обликом?», как бы говорит нам Роу вослед за Гоголем. Визуальный ряд предваряет далекого потомка — сериал двадцать первого века «Гоголь»; мистические хороводы утопленниц, заунывные, хоть и красивые песни, и плотные мрачные туманы. Мир, зараженный мистицизмом магии, мир во власти потустороннего и колдовских сил. Десять лет спустя в «В вечерах на хуторе…» все то же самое приобретет юморной оттенок и станет самым последним шедевром Роу на литературном материале. Но это позже, пока же незатейливый юмор Малороссии разбавлен ударным саспенсом, с поправкой на советское виденье.

В 1952 году, на излете сталинской эпохи, похоронившей планы многих амбициозных художников, конечно же слыхать не слыхивали о таком понятии, как хоррор. Фильм позиционировался как страшная сказка, да еще на материале бессмертного классика, которого ценили в Советском Союзе. Но нам эта картина ценна тем, что она была значительным предвестником нового русского хоррора.

Страница фильма «Майская ночь, или Утопленница» в КЛУБ — КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

14 − = 8