Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Уже не «Юленька»… Еще не «Омен»… — отзыв на хоррор «Тварь» (Россия, 2019 г.)

 

tvar1Начнем с главного – я очень рад практически любому российскому хоррору, который добирается до кинотеатров. Даже если это, скажем, «Потерянное место». И я призываю поклонников жанра ходить на российский хоррор в кинотеатры, потому что если этого не делать, то из «отечественной продукции» в кинозалах скоро останется только исторически-патриотически-спортивное кино с легкой примесью комедийных сиквелов. Да, мы еще не скоро увидим нашу «Ведьму из Блэр», или наши «Кошмары на улице Вязов», или нашу «Пятницу, 13». Каждый фильм в этом жанре в кинотеатре – это ступенька вперед и вверх для нашего жанрового кино. Даже, если не понравилось.

«Тварь», к счастью, не «Потерянное место», но и до образцов жанра, на которые ориентируются авторы – до «Омена» или «Дитя тьмы» — фильму еще очень далеко. При этом он смотрится гораздо лучше «Юленьки», которая десять лет назад уже показала нам одного нехорошего ребенка. Хотя из отечественных фильмов правильнее было бы сравнить его не с «Юленькой», а… с «Нелюбовью» Звягинцева: еще одной историей о потере ребенке, и о том, как горе отразилось на семье.

Зачин вполне классический – у благополучной семьи (мама – педагог, отец – онколог) пропадает шестилетний сын. Спустя три года безутешные родители все-таки решаются задуматься о приемном ребенке (явно с подачи мужа) – но визит в детский дом заканчивается не по плану. И вот уже родители везут домой странного лысого мальчишку неопределенного возраста (от трех до десяти), а вслед крестятся перепуганные монахини. Добром это не кончится.

tvar2Худшее, что можем случиться с хоррором – это предсказуемость. Поведение «найденыша» (именно так в титрах фигурирует роль юного и явно бесстрашного Севастьяна Бугаева) идет как по нотам похоронного марша: вот он щерится и рычит, вот кидается на людей, вот притворяется милым и «одомашненным», а вот уже недобро косится на тех, кто перешел ему дорогу. В доме котик? Будьте уверены, что через десять экранных минут будет произнесена фраза «он, наверно, убежал», пока растерзанный кошачий труп будет остывать под забором. Мальчик вышел поиграть с мальчишками-грубиянами? Сейчас прольется чья-то кровь. Мама забеременела? Приемному сыночку это очень не понравится. Гораздо драматичнее, как и в «Нелюбви», наблюдать за динамикой поведения родителей: как полюс родительской любви медленно, но верно перемещается от матери к отцу. И Елена Лядова, и Владимир Вдовиченков (оба, что характерно, играли у того же Звягинцева в «Левиафане») играют свои роли достойно, но их подводит сценарий – их герои ведут себя так, как нужно сценаристу, а не как люди, попавшие в данные обстоятельства. Особенно фальшива сцена, в которой герои привозят домой найденыша, а потом скрывают это от полицейского. Это что, поможет им оформить опеку над ребенком? Это при том, что мальчика по документам не существует вообще, а полицейский «и так догадался», что ребенок у них.

tvar3Авторы так и не определились, какую историю они снимают – психологический триллер, или мясной слешер с кровищей. В итоге и психологизма не хватило, и кровищи «недолили». Особенно психологически недостоверной кажется смена отношения матери к «найденышу» — кажется, будто ее любовь сменилась страхом буквально с переворотом страницы сценария.

Не знаю, как режиссер Ольга Городецкая работала с мальчиком – роль у Севастьяна сложная и неблагодарная, и, в отличие от исполнителя роли Дэнни Торранса в «Сиянии», скрыть от него, что он снимается в ужастике, было вряд ли возможно. В самых «страшных» сценах, увы, мальчика заменяют на не очень хорошую графику. Не надо так.

Есть вопросы и к операторской работе. Развернуть камеру вверх ногами и провести ее по вертикальной линии – ОК, сойдет за прием, вроде «германского угла». Но когда то же самое повторяется и второй раз, и третий, и четвертый, то кроме головокружения уже ничего не испытываешь. А от серой палитры фильма в финале физически устаешь.

tvar4Но что совершенно выбивает из колеи – так это финал. Такое ощущение, что мы перескочили через кульминацию и вывалились в финальные титры вообще без третьего акта. Да, получилось почти как в «Кладбище домашних животных», но сравните кульминацию «Кладбища» и «Твари» (если найдете). И на этом фоне уже и не важно, зачем был нужен персонаж Цыганова, зачем нужно было уточнять, что герой – онколог, зачем была выделена такая характерная черта, как заикание полицейского, и зачем один из героев три года против всякой логики хранил дома важную улику. Дожили до титров – и хорошо.

Что ж.. уже не «Юленька»… еще не «Омен»… И очень интересно, как со схожей тематикой справится «Яга. Кошмар Темного леса» Святослава Подгаевского, где — сюрприз! — тоже играют актеры из «Нелюбви». Есть, видимо у Звягинцева в фильмах что-то такое, что притягивает к себе другие жуткие истории. Жаль, что он ужастики не снимает….

Страница фильма «Тварь» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

7 × 1 =