На момент написания данного текста вышло уже 9 сезонов «Американской истории ужасов». И сейчас, оценивая 12-серийный родоначальник «Дом-убийца», понимаешь – насколько хорош этот телепроект. Шоураннеры Райан Мёрфи и Брэд Фэлчак фактически собрали пресловутые «страшные» штампы и вылепили из них дико увлекательную историю, которая если зацепит, то смотрится запоем. Причем уже с первых эпизодов понимаешь – за что одни любят, а другие не переваривают «American Horror Story». Для фанатов «страшилок» это по-настоящему жесткое зрелище, которое и близко не кажется «мыльной оперой», а противникам жанра «Дом-убийца» может показаться умопомрачительной гадостью из разряда «Да как такое вообще можно показывать по ТВ?!». Но на самом деле «Американская история…» — яркий пример сериалов новой волны, которые воспринимаются как масштабное и длинное кино, и имеют чисто условное отношение к закостенелому формату классического «ящика».
Когда-то особо острые и откровенные темы зритель мог увидеть лишь в полнометражных фильмах, в том время как сериалы по большей части предполагали «семейную» аудиторию. Конечно определенные многосерийные проекты с откровенным насилием и эротикой выпускались с давних времен, но они были строго регламентированы по времени показа и доступны только на отдельных каналах. В настоящее время бурного развития стриминговых сервисов и всплеска массового интереса к сериалам, последние стали куда более дорогими и смелыми. Теперь в телепроектах снимаются звезды категории А, в постановке участвуют именитые режиссеры, а сюжет и стилистика стали практически неподвластны общественной цензуре. Аляповатые прилизанные страсти уходят в прошлое, с экрана хлещет кровь, а артисты легко обнажаются и сквернословят. Поборники морали громко верещат о катастрофическом падении нравов, но это лишь констатация кардинально меняющегося социума.
«Дом-убийца» — ни что иное, как традиционная в завязке история о проклятой обители злых духов, куда переезжает среднестатистическая американская семья. Кажется, что фильм фабульно предсказуем, особенно для опытных фэнов хоррора, но здесь-то и кроется приятная обманка. Да, это жилище с кучей приведений, с упоением пугающих «живых», но это не скример-аттракцион, а психологический триллер, в котором главное – персонажи с гигантскими скелетами в шкафу, а не визуальная резня. Конфликт загробного и надгробного миров строится на концепции полной материализации призраков. Иначе говоря, умерший в доме не летает по комнатам как бестелесная тень, и не вылезает из могилы в виде гниющего трупа, а буквально обрастает плотью и выглядит как обычный человек. Он может вступать с «живыми» в плотный физический контакт, включая половой, а те даже не будут подозревать, что общаются с покойником. Подобная сценарная «фишка» позволяет создать эксклюзивное повествование, где публика не сразу понимает, кто из героев на каком свете. Мертвые фактически продолжают существовать, но не могут покинуть пределов дома, а живые с трудом остаются в себе, постепенно понимая, с кем они обитают бок о бок.
Таким образом «Дом-убийца» рассказывает множество историй, раскрывая каждого персонажа и его личную трагедию. Каждая серия начинается со флэшбека, помогающего понять события, происходящие в реальном времени, через секрет одного из местных мертвецов. Все тайны конечно кровавые и ужасные, но не они – главные причины неурядиц «живой» семьи. Новоселы – сами по себе сложные личности, обитающие в персональном аду и без навязчивых покойников. Фактически все паранормальные явления – лишь катализаторы их персональных бед, бесспорно влияющие, но не определяющие их деяния. Мы наблюдаем раскалывающуюся семью, которая бы мучилась и в любом другом доме, а здесь получившая бескомпромиссную проверку на прочность.
«American Horror Story» копается в психологии куда глубже, чем заурядная страшилка, и освещает множество реальных проблем. Здесь вам и супружеская измена, и трудный подростковый период, и скорбь по умершим детям, и страх перед будущим, и вечные муки совести от совершенного зла. Сценарий изобилует сюжетными поворотами, которые практически не просчитываются наперед, и как правило они связаны с ужасными людскими пороками, не имеющими границ. Нельзя сказать, что в фильме отсутствуют положительные герои, скорее большинство персонажей выписаны со всех сторон, включая негативные, и отношение к ним может кардинально меняться от серии к серии. Живые и мертвые постоянно причиняют друг другу боль, миры сливаются в единую кошмарную вселенную проклятого дома.
Сериал впечатляет как благодаря отличному сценарию и крепкой режиссуре, так и за счет мощных актерских работ. Прима «Дома-убийцы» — это бесспорно Джессика Лэнг, когда-то девушка Кинг-Конга образца 1976 года, а на момент съемок в сериале двукратный лауреат премии «Оскар». В «American Horror Story» у Лэнг образ пожилой и побитой жизнью стервы, тем не менее твердо стоящей на ногах и дающий жару обитателям обоих миров. Хорош и недооцененный в большом кино Дилан МакДермотт в роли главы семьи, в душе хорошего, но по жизни чрезмерно похотливого психоаналитика. Также «Дом-убийца» стал отличным карьерным трамплином для молодых Эвана Питерса и Таиссы Фармиги. Первый в настоящий момент дорос до постоянного участия в блокбастерных «Людях Икс», а вторая уверенно вышла из тени именитой старшей сестры Веры, и постоянно чередует работы на телевидении и в большом кино.
Первый сезон «Американской истории ужасов» получил множество номинаций премий «Эмми», «Сатурн» и «Золотой глобус» и заслуженно победил в категории «Лучшая актриса» (вышеупомянутая великолепная Джессика Лэнг). Это была бомба, взорвавшая домашний экран, и требовавшая новой порции острых ощущений. Второй сезон не заставил себя долго ждать, и ваш покорный слуга обязательно расскажет о нем в обозримом будущем.
Страница сериала «Американская история ужасов» в КЛУБ-КРИКе
Читайте также в Клубе:
Леша, даааа!! Я прям так рад, что ты наконец добрался до AHS, это охренительный проект, смелый, дерзкий, жесткий, провокационный, ни на что не похожий. В самом сериале есть некая, а может даже и весомая доля смысловой несбалансированности и неадекватности, но это для меня уникальное явление, когда творцы творят то, что им самим хочется творить, без учета мнения публики, без цензуры. И я тебе завидую белой завистью, потому что тебя ждет шикарный второй сезон. Вот там тааакой кайф, это чистое киноманско-хоррорное блаженство. Именно там для меня выстрелила Сара Полсон, и я влюбился в эту роскошную диву. Думаю, лучше они уже не снимут (хотя я 9 сезон еще не смотрел….но все равно не снимут), там намешана просто куча всего, и все это невероятно и грамотно сочетается друг с другом. И та же Джессика Ленг там отжигает еще сильнее. 🙂 И уж если у тебя такой восторг по поводу первого сезона, то от второго ты просто обязан прокайфовать. Меня, помнится, первый сезон не сказать чтобы очень сильно впечатлил эмоционально, но с твоей рецензией я полностью согласен, и он мне, как говорится, зашел, и было это несколько лет назад. А в том году я решил вернуться к сериалу, и всё, начиная с «Психушки» меня туда засосало окончательно. )))
И да, «Теперь в телепроектах снимаются звезды категории А….», я бы сказал, сейчас такое время, что уже из сериалов выходят суперзвезды для большого кино, за которыми гоняются продюсеры, всеми любимая «Игра престолов» тому доказательство, сколько новых лиц она открыла.
Ага, Никита, по мере приближения к пенсии наконец добираюсь до знаковых вещей в современной хоррор-культуре! 🙂 В частности сейчас спасибо одной девушке, моей бывшей коллеге, которой я обещал начать смотреть этот сериал еще года четыре назад. Недавно она спросила: «Ну и?», и мне стало неловко ))
Сериал меня поразил в лучшем смысле слова. Я ведь еще и удивляюсь потому, что редко сериалы смотрю. В полнометражном кино я ко всему готов, но когда вижу что-то из ряда вон в телепроекте, то прям испытываю удивительные эмоции 🙂 Теперь точно посмотрю все сезоны, и действительно предвкушаю море удовольствия!