С точки зрения большого искусства «Терминатор» не должен был стать франшизой. Оригинальный фильм Кэмерона открыл тему, и его же блестящий сиквел феерически закрыл. История рассказана, добавить больше нечего. Но с позиции коммерции киборг-убийца из будущего – это здоровенная дойная корова, которую можно механически эксплуатировать вновь и вновь, придерживаясь одинаковой фабулы. Именно таким вышло несуразное «Восстание машин» 2003 года, где жидкого робота заменили на идентичную роботессу, культовому герою Шварценеггера нацепили «голубые» очки (типа смешно), а пьющего Эдварда «Джона Коннора» Ферлонга подменил другой бухарь — Ник Стал. Учитывая огроменный бюджет, фильм слабо прошел в мировом прокате, а армия истинных фанатов оригинальной дилогии смачно плевалась и ругалась матом. Казалось бы, «всё, остановитесь!», но спустя еще 6 лет родился очередной, и вновь 200-миллионный квадриквел – «Терминатор: Да придёт спаситель».
Здесь надо отдать должно авторам; они попытались воплотить мечту многих поклонников – показать масштабную войну людей и киборгов после Судного дня. По сути это был единственный вменяемый способ ещё что-то сказать о вселенной Терминатора, не впадая в откровенный повтор. Иначе говоря – сделать профессиональный фанфик, без амбиций на шедевральность, а просто доставить удовольствие любителям легендарного олдскула. И для подобной задачи был явно не нужен лично Кэмерон, а требовался хороший ремесленник, с опытом как в спецэффектном, так и в серьезном кино.
Клипмейкер Джозеф «McG» Никол (на тот момент успел зарекомендовать себя в кинобизнесе как грамотный визуалист (две части «Ангелов Чарли») и вдумчивый творец (трагические «Мы — одна команда»). И пусть «Спаситель» по задумке и ожидаемой реакции был однозначно попкорновым проектом, МакДжи подошел к работе со всей ответственностью перед целевой аудиторией. Идиотский юмор «Восстания машин» отмелся в сторону, а первым планом завладела брутальная апокалиптическая атмосфера. Отдельные «военные» кадры по стилистике и цветопередаче напоминают «Падение Черного ястреба» Ридли Скотта. А в целом это мрачное развлекалово, с разнообразными монструозными железяками и дорогим экшеном, хотя и не поражающим воображение. В наличии многочисленные отсылки к классике, а-ля фразы «I’ll be back» и «Come with me if you wanna live» и визуальные образы типа металлической ступни, раздавливающей человеческий череп. Ну и конечно как же без молодого Арнольда, эффектно появляющегося ближе к финалу, пусть и в виде компьютерной модели.
Говоря о смысловой нагрузке «Спасителя», здесь освещается вопрос; «Что значит быть человеком?» после конца света. Ради чего жить? За что бороться? И МакДжи, пусть по-блокбастерному, но грамотно рассуждает, пафосными речами и простыми сюжетными поворотами. Концовка у картины в высшей степени условная с позиции реалистичности, но буквально отвечающая на заданный вопрос. И так как фильм не стремился встать на одну ступень с прародителями, то и спрос с него не велик. В итоге получился увлекательный экшен-триллер с выверенной стилистикой. Пусть он уже успел затеряться и позабыться, но однозначно не вызывал такого отторжения, как последующий «Генезис» и новейшие «Темные судьбы». Поэтому если и выбирать, что пересмотреть из терминаторской вселенной, кроме оригиналов, то руки тянутся именно к этой картине.
Страница фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» в КЛУБ-КРИКе
Самый странный «Терминатор» из всех) А при учёте, что из него так трилогию планируемую в мире будущего так и не сделали, и вовсе каким-то обособленным куском выглядит без начала и конца…
Вон он тем и хорош, что странный, отличающийся от остальных ) Остальные продолжения дилогии — как под копирку по фабуле ((
А еще там Антон Ельчин успел сыграть…
Ельчин — да, хотя лично у меня он как-то не вязался с образом Кайла Риза. Но видимо просто в силу канонического оригинального персонажа, воплощенного Майклом Бином.
Хм, а вот интересно…
Изначально же была некая первая версия вселенной. Вот до изобретения путешествий во времени. Самая первая версия, где Машины Восстали (из пепда ядедного огдя…) и Коннор стал лидером… И потом оттуда в прошлое послали Риза…
а до Риза кто бы НАСТОЯЩИМ ПЕРВЫМ ОТЦОМ ДЖОНА КОННОРА???? В изначальной первой версии вселенной Терминаторе… Когда Сара никак не могла встретить Риза…
Об этом интересно было бы спросить самого Кэмерона )) На мой взгляд (понятно, что дикая теория, но все же…), само изобретение машины времени уже подразумевало под собой неизбежный временной парадокс. И более того, сам Скайнет, отправляя в прошлое терминатора, получается должен был понимать, что это провальная операция, иначе не было бы самого факта отправки в условном настоящем…