Помню в нулевые по выходу «Штольни», началась повальная критика этого первого украинского ужастика. И хотя отчасти она была справедливой, все же скажу, что на фоне вышедших одновременно «Мертвых дочерей» и «Путевого обходчика» последний выглядит в разы достойнее. Впрочем нужно сказать, что концептуально «Штольня» и «Путевой обходчик» похожи как братья-близнецы. И там там ритмически замедленные блуждания по подземельям, штампы, и плохо драматургически прописанные характеры. «Штольня» к тому же больна всеми болезнями формата молодежных ужастиков; герои хронически тупы и обязательно стремятся к тому, чтобы их прирезали как овец. Естественно в наличии крутой красавец и задира-мачо, который непременно к финалу конечно станет трусом, ботан который станет героем, тупая блондинка и т. д., всё по накатанному формату западных молодежных ужастиков. И в обоих фильмах динамика нешуточно разгоняется лишь только к финалу, о чем можно только сожалеть. Концовки этих двух фильмов время от времени хочется даже пересмотреть, но отдельно от остального; преодолеть эту тягомотину повторно не каждому зрителю под силу.
Оригинальность же «Штольне» придает то, что это единственный фильм на территории бывшего СССР, где героям, в данном случае школьникам, противостоят силы древнего язычества. Ход хотя бы нестандартный, заслуживающий хоть какой-то похвалы. И все же, несмотря на всё перечисленное, «Штольня» на фоне остальных российских хоррор-потуг нулевых, имеет какое-то искрящееся обаяние. Возможно потому, что это действительно один из первых украинских ужастиков, хотя до него редкие попытки были весьма скромные. А вспомните, каким обаянием обладали первые российские ужастики, несовершенные, но безумно искренние!
Любомир Левицкий после «Штольни» продолжил снимать мистические и хоррорные фильмы, с переменным успехом. Одни были лучше, другие хуже, но в любом случае в «Штольне» так навсегда и остался задор, который бывает, когда делают что-то впервые. Для меня несомненно, что «Штольню» так же с полным правом можно причислить к формату «школьных ужасов», ведь ее герои — старшеклассники, которые столкнулись со страшным злом и в жестокой схватке победили его. И пусть «Штольня» не стала откровением в формате молодежного ужастика, ее однозначно не назовешь плохим фильмом. Неудачным — да, но не плохим; в российском кинохорроре и в кинохорроре союзных республик были фильмы гораздо хуже.
Добавить комментарий