Кто бы мог подумать, что однажды заклятый враг Бэтмена, комиксовый злодей Джокер, станет героем брутальной психологической драмы, в духе «Таксиста» Мартина Скорсезе. Пусть душевное препарирование кошмарного клоуна уже делал Кристофер Нолан в «Темном рыцаре», но там центральным персонажем все же была Летучая Мышь. Сейчас же комедиограф Тодд Филлипс выпускает шоково-притягательное кино о маленьком человеке, эволюционирующем в большую мразь.
Фанатичные поборники морали возмутятся; «Ну вот опять киношники оправдывают кровавого злодея, говоря о его несчастном детстве, о жестоком обществе, о невыносимом бытие, сводящем людей с ума! А ведь маньяк – он и есть маньяк, заслуживающий только осуждения и презрения!» Конечно при желании фильм можно воспринять и так, но важно понимать, что террористами не рождаются, ими становятся вследствие конкретных причин. Большая часть вины всегда лежит на преступнике, ибо он принимает решение убить, хотя практически всегда есть иной выбор. Но нельзя недооценивать внешние факторы, провоцирующие насилие. Об этом фильм «Джокер», на детали разбирающий конструкцию персонального зла.
Артур Флек – тихий неприметный клоун, выступающий где придется, и мечтающий о карьере стендап-комика. Артур страдает тяжелым психическим расстройством, выражающимся в спонтанном безудержном смехе, а его единственная родная душа – полусумасшедшая мать. Флек живет в своем депрессивном мирке, терпя постоянные унижения от окружающих, для которых он вечный фрик – ошибка природы. Но однажды Артур случайно раскрывает тайну своего рождения, что запускает череду ужасных событий.
Картина полностью построена на чувствах и поступках главного героя. Джокер буквально в каждой сцене на первом плане, а остальные персонажи – статисты, лишь некоторые из которых условно важные. Фактически так вырисовывается тотальная обособленность Флека, который один во всем мире и один против всего мира. Хоакин Феникс, играющий Джокера, ужасно-прекрасен, растворившись в персонаже, как когда-то Хит Леджер в одноименном образе. Но если в «Темном рыцаре» злодей был саркастическим душегубом, то в «Джокере» Артур Флек – юродивый наших дней, которому однажды в руки попал револьвер. Неврастеник, отчаявшийся выздороветь и решивший однажды дать сдачи, а потом бить еще, еще и еще…
Режиссер не пытается угодить комиксолюбивой публике, развлекать ее спецэффектами и драйвом. С одной стороны он снимает кино с оглядкой на классическую графическую мифологию (не зря в фильме фигурирует Бэтмен, пусть и в непривычном облике), но с другой создает собственную вселенную, чертовски похожую на повседневную реальность, в которой оказался чужеродный ей Суперзлодей. Поэтому Джокер здесь приземлен до городского сумасшедшего, на которого всем плевать, пока он не начинает ломать обидчиков.
Творение Тодда Филлипса – триллер, где Флек не меньший отрицательный герой, чем чокнутый социум, пожирающий сам себя. Глобально дело не в конкретных отморозках по призванию или по воле судьбы, а в атмосфере всеобщей неприязни. Богатые презирают бедных, бедные ненавидят богатых, власти заботятся только о себе, гопники бесчинствуют, а массовые беспорядки приписывают одному случайному убийству. Правительство привычно не несет ответственности за судьбу народа, сваливая проблемы на «какого-то клоуна», расстрелявшего в подземке «добропорядочных» мажоров. Ну а разгневанная толпа как бы вменяемых людей, крушащая город, легко готова последовать за абсолютным психом, которому уже нечего терять. Вот это действительно смешно!
Хорошо, что у «Джокера» не планируется продолжений, даже в случае масштабного кассового успеха. Это эксклюзивная законченная история, лишь заигрывающая с массовой культурой, которая могла бы стать неприметной лентой о становлении лидера оппозиции. Но кличка Джокер зажигает мировой интерес к притче, где в центре – один из нас, оказавшийся в нужное время в нужном месте. Посмотрите на смеющегося человека рядом с собой. Как знать, может он уже достиг точки кипения, и сегодня совершит непоправимое и окажется в тюрьме…или в телевизоре. Вопрос ведь не в том, что он ударит или убьет, а в том, кого и как. Грань между монстром и «борцом с системой» очень тонка. И это уже не комикс.
Что-то мне подсказывает, что лучшим Джокером всегда будет Джек Николсон. Во всяком случае, Хит Леджер до него серьезно не дотянул.
На самом деле даже сложно сравнивать Николсона, Леджера и Феникса; разные трактовки персонажа в каждом фильме и разные прочтения персонажа каждым из актеров. Есть же еще Джерад Лето в «Отряде самоубийц», но по нему лично я ничего не могу сказать, так как фильм не заинтересовал изначально, пусть там и есть Джокер.
Надо же, я про этот фильм что-то слышал краем уха и вообще не вдавался в подробности, про что он из-за отсутствия какого-либо интереса. Т.е. я думал, что снимается какое-то очередное спинофф-комикс-муви, в данном случае из вселенной Бэтмена, конкретно для поклонников супергеройских фильмов. Спасибо за рецензию, обязательно гляну, а может и в кино успею. Пока пойду хоть трейлер заценю. 🙂
Здесь действительно совсем иное, нежели стереотипное супергеройское кино. Этот фильм можно смотреть вообще в отрыве от каких-либо комиксов, как злободневный криминальный триллер.
А ведь фильм крайне тяжелый с точки зрения психологии. Уже за одно это можно сказать «браво» режиссеру. Не обыденный экшн-боевик про супер героев\злодеев от Марвела, а именно драма, отражающая нутро современного общества со всеми его проблемами.
Да, Сергей, всё именно так.