Режиссер Квентин Дюпье снимает особенные фильмы. Они и страшные, и смешные. Сюрреалистичные и бытовые. Понятные и ни черта не понятные. В «Шине» человечеству мстила шина-убийца. В «Реальности» из брюха кабана доставали видеокассету с ключом к реальности. А в «Оленьей коже» герой покупает куртку. Обычную бежевую куртку из оленьей кожи. Красивую такую, с бахромой. Подумаешь!
Вот только покупает он ее на ВСЕ свои деньги, которые успел снять с карточки – остальное не дает снять жена – мы не видим ее в кадре, но, судя по их телефонному разговору, понимаем, что мужа домой она уже не ждет. Он едет в случайный городок, поселяется в случайном отеле. Случайно в его руках оказывается допотопная видеокамера. И это уже не комичная история про фетишиста. Это история про человека, в один прекрасный день просто слетевшего с катушек, и пустившего всю жизнь под откос. Ведь это так просто. Пугающе просто.
Нечто подобное происходило и с героем Майкла Дугласа в «С меня хватит», но там мы хотя бы понимали предысторию и остатки мотивации. У Жоржа — героя Жана Дюжардена (режиссер полностью перекроил фильм под этого оскароносного актера, перенеся действие во французское захолустье) что-то случилось в прошлом, но что – мы так и не узнаем. Зато мы видим его странное настоящее. Ведь кожаная куртка – это только начало. Как и положено безумцу, Жорж наделяет свое сокровище собственным альтер-эго, Куртка разговаривает с ним и нашептывает глупейший в мире план – избавиться от всех остальных курток, чтобы остаться Единственной и Неповторимой. И Жорж начинает этот план выполнять…
Тут фильм окончательно слетает с жанровых рельс, ставя прокатчиков в тупик: как рекламировать такое кино? Черная комедия? Слешер? Триллер? Так или иначе – готовьтесь к сценам в духе «Дома, который построил Джек» или «Золотой перчатки». Кстати, перчатки в фильме тоже появятся – естественно, из оленьей кожи. И штаны. И сапоги. И шляпа. Метафорически, герой почти превращается в оленя, только не так, как в «Лобстере», а по своей воле. Быть кем угодно, только не собой. А еще лучше – кинорежиссером.
Синефильство, достойное знаменитого американского тезки Квентина, придает фильму особый шарм. Ведь оставшись без денег, без жилья, без планов, но с камерой в руке, и прихватив с полки в магазине учебник по кинопроизводству, герой внезапно находит для себя фальшивую реальность, в которой умудряется убедить вторую странную героиню фильма – официантку Дениз, мечтающую о карьере монтажера. Ее трансформация в фильме не менее интересна, чем трансформация Жоржа – ведь если мы видим горе-владельца куртки уже готовым психопатом, то в начале фильма Дениз еще, если можно так выразиться, нормальна. Участие в «псевдодокументальном проекте» переводит ее из разряда обманутых дурочек в фигуру доминирующую – в какой-то момент уже именно она, а не Жорж, начинает руководить кинопроцессом, и это пугает не хуже, чем безумные поступки «режиссера».
Учитывая длительность фильма в 77 минут, финал настигнет вас в самый неожиданный момент – и только спустя некоторое время можно признать, что такая развязка является донельзя логичной в сплетении безумия, иррациональности и отчаяния.
А самое обескураживающее в фильме – и о чем никто так и не решится сказать бедняге Жоржу – так это то, что куртка ему мала.
От синопсиса уже обалдеваешь! 🙂 На такое кино явно нужно по-особенному настроиться. Но никто никогда и не говорил, что наш «клубный» жанр и всевозможные его вариации — просты и удобны 🙂
Никогда бы не обратил внимание на этот фильм (особенно после трейлера), если бы не ваша рецензия… а теперь придется. 🙂