Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Апатичные вурдалаки — отзыв на артхаусный хоррор «Папа, умер Дед Мороз» (1991 г.)

 

По мотивам новеллы ужасов Алексея Толстого «Семья Вурдалаков»

Объектом эстетического описания некрореализма оказываются условия существования человека, всегда уже стоящего на пороге смерти, и всегда уже демонстрирующего патологию смещённых действий. Некрореализм демонстрирует двойственную природу искусственного в его противопоставлении естественному. Искусство и мертво (некро), и живо (реализм). Википедия.

Папа умер дед мороз - кадр 1Зародившийся в середине восьмидесятых годов некрореализм, отцами-основателями которого были Евгений Юфит и Олег Котельников, породил целое направление фильмов, формально близких к хоррору. Это такие ленты, как «Лесоруб», «Санитары-оборотни», «Мужество» и прочие. «Папа, умер Дед Мороз» является по сути уже новым витком творчества некрореализма, когда на них обратили внимание крупные студии и деятели типа Алексея Германа. Но все равно некрореализм до самой смерти Евгения Юфита (2016 г.) как был, так и остался самобытным явлением. Со смертью своего главного основателя, он прекратил свое существование. Самые последние фильмы Юфита, «Убитые молнией» и «Прямохождение», несут в себе печать искренней самобытности этого странного и совсем неоцененного художника. Пожалуй, «Папа, умер Дед Мороз» можно считать самой зрительской лентой в череде прочих картин направления некрореализма.

Папа умер дед мороз - кадр 2В 1991-м возглавляющий одну из крупных кинокомпаний эпохи перестройки Алексей Герман искал постановщика для задуманной экранизации «Семьи вурдалаков» Алексея Толстого. Этот фильм должен был стать второй экранизацией данной новеллы, после недавнего вышедшего фильма Климова и Шавлака, но история умалчивает, почему он обратился к лидеру некрореалистов Евгению Юфиту, который традиционный стиль кино никак не жаловал. В итоге получилась постановка, далекая от исходного рассказа, ещё дальше, чем также достаточно вольная предыдущая постановка. Но мало того Юфит, оставив в фильме сюжетную канву и некоторые мотивы Толстовского рассказа, сместил акценты в сторону собственного исповедуемого стиля, и сделал кино безумное, странное, и по-своему страшное, но другое.

Папа умер дед мороз - кадр 3Провинция. Агонизирующий поселок эпохи перестройки в упадке. В подвале дома старик и мальчик, немного похожий на мертвеца, расставляют петли-ловушки с намерением поймать и повесить человека-добычу (?). Сюда же с неистовством рвется ученый-биолог, дабы закончить работу о таинственной бурозубке (?). Вопросы громоздятся по ходу сюжета, однако ответов нет, таков стиль некрореализма. Ученый, сбежавший, наконец, от городской суеты в таинственный поселок, увлечен странным поведением местных жителей. Каждый из них, подобно старику и мальчику, захвачен отдельной маниакальной идеей. Эти идеи — словно вурдалаки они деформируют, передаются в психику все новых и новых людей, вовлекая тех в садомазохистские акты, ведущие к полной атрофии сознания. В финале же мы видим бредущих неведомо куда и зачем одинаковых, как клоны, исключительно мужчин в пиджаках, не есть ли в этом намек на разросшуюся к концу Советского Союза бюрократию? По сути Юфит в данном сюжете, в стерильно черном мире своего фильма, предлагает нам тот же сюжет Толстого, в основе которого идея о инициации, эпидемии, но не вампиризма, а инерции, что для того времени было весьма актуально. В фильме нам и представлен своеобразный тупик, наступивший как в мире, как и в человеческой логике, мир утраченной мысли. И если герой фильма Шавлака еще мог как-то волей авторов вырваться из сна-забвения, навязанного ордой вурдалаков, то искать спасения герою фильма Юфита очевидно уже не в чем.

В этом плане фильм Юфита возможно прочитывается даже страшнее «Семьи вурдалаков», но ведь как не крути — это артхаус, редкостный пример хоррора в нем. Картина по выходу мало кем была принята, тем более фильмом ужасов его почти никто не признавал. Но история кино все расставила по местам, хоррор у нас теперь не только хоррор, он приобрел и поджанры, артхаус в их числе.

Страница фильма «Папа, умер Дед Мороз» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Апатичные вурдалаки — отзыв на артхаусный хоррор «Папа, умер Дед Мороз» (1991 г.)

  • JerseyDevil JerseyDevil

    Жанр перестроечного арт-хауса — вещь настолько специфичная, что зриелей сего жанра набирается совсем мало.

  • Пегий пес Александр Пегий пес Александр

    Если честно смотрел почти все фильмы Юфита зрелище тягостное весьма. Но он ученик Сокурова некоторые фильмы которого осилить тоже весьма проблематично особенно если ты просто любишь кино с простым, внятным динамичным сюжетом.

  • Эндрю Вулф

    Интересный режиссер, как и Сокуров, не для всех. Жаль, что рано умер.

Добавить комментарий для JerseyDevil Отменить ответ

  

  

4 + 2 =