Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Угасающий лучик детства — отзыв на мистическую драму с элементами хоррора «Черная курица, или Подземные жители» (1980 г.)

 

Черная курица - кадр 1Фильм выдающегося украинского кинорежиссера Виктора Греся (таковым он считается в истории советского кино до сей поры) по сути является тонкой мистической поэтизацией детства, его ускользающих моментов. Предательство и разочарование в идеалах детства, бережно перенесенный хотя, и слегка измененный, мистицизм девятнадцатого века, и выдающиеся работы актеров — всё здесь присутствует. Фильм Греся считается идеальной экранизацией, и за сорок лет никто так и не решился переснять данный шедевр. В сценах спуска в подземное царство присутствуют, хоть и слабо, хоррор-мотивы, но снято все эстетически и визуально безупречно красиво, рождая иллюзию с ожившими картинами Эпохи Возрождения, перенесенными на кинопленку.

Черная курица - кадр 2Виктор Гресь — просто замечательный украинский режиссер, снявший всего шесть фильмов за два десятилетия творческой деятельности. Причем полнометражных из них всего два, и наиболее известный из них «Черная курица, или Подземные жители», получивший множество наград в разных странах мира. Греся условно можно назвать Тарковским лирики; в его фильмах много тягучих замедленных планов, длиннот, как правило много тщательно выстроенных эстетских красивостей. Полный провал в прокате и разгромная критика последнего его фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988 г.) прервал его путь в кино. Но вершиной его творчества безусловно была и останется «Черная курица», с восторгом по выходу встреченная всеми, зрителями, критиками, и даже за рубежом. По сути своей это совершенно эстетский взгляд на вещь Погорельского, мистика здесь безусловно присутствует, но уже не так явно, как в мультике 1975-го года, акцент сделан на более другое, и об этом мы ещё скажем.

Черная курица - кадр 3Фильм Греся прежде всего визуальное пиршество, здесь до мельчайших деталей выстроен каждый кадр, каждая деталь на месте. Наверное когда-нибудь именно по этому фильму будут учится выстраивать композицию кадра, так как работа проделана просто потрясающая, все завораживает. В отличии от мультфильма, в фильме Греся акцент смещен на институт семьи; не случайно появляются мама и папа Алеши, чего невозможно представить в мультфильме. Вообще тема распада и разрушения семьи иносказательно у Погорельского звучала, это представьте — в девятнадцатом-то веке! Гресь более явно вывел эту линию на первый план, сделав мистическую линию второстепенной; маленький Алеша в заведении, пропитанном муштрой и доносительством, как светлый лучик света, освещающий беспросветность мрака. Но лучик этого ангелочка тоже уже начинает постепенно тускнеть; на маленькое сердечко бросает тень паутина лжи, конечно ещё не так явно, но существенно. Сошествие с открывшейся Алеше Черной курицей в ее мир напоминает вспыхивающие и тут же угасающие миражи. В этом плане ярусы сошествия в неведомое в мультфильме смотрелись более материально, хотя и не совсем по трактовке исконного автора, и более хоррорно (чего стоили оживающие латы рыцаря, ставшие препятствием). В фильме этих приведений-доспехов много, но они лишь приветствуют спускающихся в глубины подземелья, не чиня никаких препятствий. Более материально и страшнее выглядит мир Черной курицы в мультфильме, так же, как и в исконной повести, у Греся; он более эфемерен и ускользающе зыбок, он будто балансирует на грани сна, миража, и какой-то неопределенной зыбкости. Но во всем остальном Гресь так же следует автору повести; волшебное семечко, предательство, и прощание с детством, что уже окончательное следствие горького урока, подаренного мальчику этим странным эфемерным эльфийским народом. И здесь проступают аналогии, о которых я уже писал на странице мультфильма, вот эта цитата:

Черная курица - кадр 4Цивилизации подобные подземному сообществу «Черной курицы» глубоко эфемерны. Более того, они и привязаны к сознанию именно ребенка, и своим существованием зависят от него. Получается для Алеши предательство курицы и его сородичей означает только одно — окончательный разрыв с детством, переход в отрочество, а далее во взрослую жизнь, и возможно процесс этот происходит не только с Алешей, но и с многими детьми. Те же дети, кто свои подземные цивилизации не предали, так и остаются в эфемерности детства?

Черная курица - кадр 5Впрочем, Гресь заканчивает картину все же на иной ноте, чем в мультфильме. Там мальчик остается все же в одиночестве, здесь же идеалистическая картинка, где мальчик соединяет руки родителей, и из его уст звучит стих о превосходстве реального над сказочным. Думаю, режиссер поставил его в финал фильма далеко не случайно. Итак, подводим итог. Работа замечательного Виктора Греся — это несомненно поэтизация детства, в которой эстетическое чувство режиссера взяло вверх над мистическим. Хорошо это или нет — сказать крайне трудно. Но фильм вот уже сорок лет живет и радует нас, и это очень хорошо. В советском кино фильмов, подобных «Черной курице», было крайне мало, сказок и экранизаций легенд — полным-полно, но именно с таким бережным подходом ко всему, как у Греся, просто единицы.

Страница фильма «Черная курица, или Подземные жители» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 1 = 3