По мотивам одноименного рассказа Севера Гансовского
На страницах Клуба-Крик уже вспоминался замечательный мультфильм «Сражение», созданный в редкой для Советского Союза жанровой стилистике. И вот ещё один более ранний пример сугубо жанрового мультфильма, хотя и облаченного в оболочку антимилитаризма. По сути это первый мультфильм в СССР, имеющий в основе ярко выраженные черты триллера, причем лица персонажей прорисованы под многих известных актеров. В одном из них без труда можно узнать Жана Габена, и других, в основном французских актеров. Прорисовка этого мультика уникальна тем, что по стилистике анимационные персонажи совсем приближены к кинореализму. Подобный стиль доминировал в творчестве замечательного мультипликатора Петрова, чей «Геракл у Адмета» мы уже обсуждали на страницах Клуба. Люди в его анимации — это всегда люди со своими страстями, горестями и эмоциями, а не абстрактные сущности как во многих мультфильмах того времени. Стиль его во многих вещах был приближен к хоррору. По сути Петров является одним из новаторов советской мультипликации, просто он менее известен, чем те, имена которых всегда на слуху; Федор Хитрук или Гарри Бардин.
У изобретателя уникального танка, реагирующего на мысли и страх врага (такой тип военного робота), когда-то в военной операции погиб сын, и теперь с помощью своего изобретения он намерен отомстить равнодушным военным. Обманом запрограммировав танк на зону обстрела военного штаба, изобретатель достигает своей цели; начинается избиение плохишей-военных, которые в панике никак ни успевают сконцентрировать свои мысли так, чтобы не испытывать страха. Однако неожиданный выверт сюжета таков, что и сам изобретатель не избежит внимания своего детища…
Как по мне, так антимилитаризма здесь, как и в случае с «Сражением», гораздо меньше, чем возможности поиграть в новую игрушку, в чистый жанр, что подтверждают те же «западные» лица персонажей. Ничего похожего на эту стилистику до «Полигона» в советской мультипликации не припоминается, хотя примерно середина семидесятых стала эпохой стремительного взлета в советской мультипликации. И огромную популярность обрела фантастика, тот же «Полигон» или «Зеркало времени», а чуть позже и вовсе новаторская, буквально во всем уникальная «Тайна третьей планеты». Другая часть мультипликаторов, таких как Угаров, вообще ушла в некие безумные формы, в сюрреализм — «Шкатулка с секретом» или «Голубой щенок», где уже не важна была внятная сюжетная история, а важна была возможность высказаться о наболевшем, замаскированной пестротой безумия.
Но в случае с Петровым и его мультфильмами немного иное. Как бы не были сюрреалистичны его сюжеты, он всегда говорил о земных ценностях, о наболевшем, о вечном. Стиль его почти всегда приближен к кинематографическому, персонажи как правило будто срисованы с реальных актеров, мало кто в то время делал именно так. Игра в жанр у этого мультипликатора не затмевает логистику смыслов, чаще всего страшную до безумия, вспомните кошмарного Тантоса из «Геракла и Адмета», схватку жизни и смерти. Да и обретшая разум машина из рецензируемого «Полигона» — невольная предшественница терминаторов, которую невозможно остановить.
Добавить комментарий