Итак, мы приступаем к отзыву на детективный триллер «Мой убийца» (2016 г.) якутских кинематографистов, снятый по детективной повести семидесятых годов двадцатого века, ставшей бестселлером в те далекие времена. Сразу оговорюсь, в этом фильме нет мистики, нет монстров, практически это история расследования преступления, переросшая в бешеную погоню с целью найти истину. Фактически несмотря на то, что действие перенесено в современность, в его сюжетных поворотах не без труда прочитывается романтика милицейских детективов прошлого века, и как мне кажется, это весьма неплохо. Вспомните, как популярен был в советском кино концепт, когда преступник и одержимый поймать его милиционер сходятся в поединке, причем иногда смертельном, жутко смертельном. Ну вот к примеру, и этот список далеко не полный; «Сыщик», «Найти и обезвредить», «Чужие здесь не ходят» и многие другие.
«Мой убийца» — славный продолжатель этих традиций, ему вообще нужно было появится тридцатью годами ранее, но каким бы он был тогда — остается только гадать. Но в современную экранизацию авторы привнесли все самое лучшее, что заложено было в традициях советского детектива. Молодой полицейский не просто служитель закона, отрабатывающий свою зарплату, нет, поиск преступника равен для него поиску истины. Этот мотив конечно же из экранизируемой книги, но он хорош; как давно в кино мы не видели полицейских, ищущих не корысти, но истины. Вот и в этом фильме мы становимся свидетелями смертельной погони, начавшейся в лабиринтах якутского города, а кончившейся в ледяных просторах тундры. И в финале конечно же нравственный поединок с преступником, который впрочем окажется немного не тем, что ожидал увидеть харизматичный следователь во время долгой погони.
Финал этого темного расследования выворачивает традиции многих подобных историй наизнанку, он слишком неоднозначен. Почти весь фильм было черно-белое, темное-светлое, а тут, вроде бы достигнув цели, посмотрев в глаза тому, кто пытался спрятать от него истину, следователь словно увидел отражение, показывающее, что и он не так однозначен. И слава Богу, что авторы отказались от плоского хэппи-энда, он был бы здесь совсем не к месту, и взяли в союзники неоднозначность способную просто схватить за горло. Если будем так продолжать, глядишь и возродим лучшие традиции советского кино, утраченные традиции, и привнесем что-то новое. А периферийное кино, такое как якутское, это уже исполняет, судя по последним фильмографиям того, что сделано в этой республике. Финал, когда следователь, вроде бы достигший цели, поймавший убийцу, всматривается молчаливо в лицо тундры, в лицо севера, словно запрашивая какого-то благословения у лица природы, у природы, от которой он, дитя города, был отрезан суетой жизни столько лет, пробирает до мурашек. Вот он, истинный судья, ледяная тундра быть может мерилом каких-то высших сил, сведшая представителей двух разных истин в поединке. Истина в том, что и следователь и преступник получают по равной доле от нее, и как сложится их жизнь дальше, оставляют домысливать зрителю. В данном случае, в данном фильме это работает, это оправданно.
Добавить комментарий