И вновь мы об Андрее Краско, замечательном актере, ушедшем из жизни слишком рано, человеке большого таланта и трудолюбия. «Я остаюсь» — последняя его роль в кино к тому же главная. В «Ликвидации» он досняться не успел, умер на съемках, но нас интересуют, в силу специфики Клуба, конечно же роли мистические. Таковых у этого актера две; в сериале «Королевство кривых…» и в фильме «Я остаюсь».
Последняя роль, в силу специфики судьбы Андрея Краско, прозвучала как-то по особенному страшно. Закоренелый скептик доктор Тырса не верит в жизнь после смерти, но по вине неловко брошенного шара для боулинга оказывается на пустынной равнине вместе с иными людьми, уже не принадлежащими этому миру, но еще не принятыми в мир иной. Состояние мистического перехода возглавляет загробный проводник в исполнении Федора Бондарчука. Кстати могу сказать, что одна из лучших его ролей. Много лет спустя что-то подобное, хотя и в более комическом ключе, он сыграет в «Призраке» (2015 г.).
И начинается путь маленького отряда новоприбывших сквозь мрачную пустыню иллюзий, ну иначе не назовешь. Ассоциации того, как Моисей вел евреев через Синайскую пустыню очевидны и поданы авторами в мистическом философском ключе, правда все иронично, тонко, деликатно, в мистической подоплеке. И более того, во время похода маленького отряда, в этих сценах постоянно ощущается ожидание что вот-вот появятся либо ангелы, либо сам Бог, либо что-то неведомое. Хвала авторам, они умеют нагнетать напряжение без фонтанов крови, либо чего-то подобного. И здесь собрано великолепное созвездие актеров; Артур Ваха, Ирина Гринева, но Андрей Краско в этом созвездии — самая яркая звезда.
Безумно страшно становится оттого, что в фильме доктор Тырса в своем желании жить уговорил неумолимые силы потустороннего вернуть его к жизни. Финал оптимистичен, прозревший Тырса осознавший ценность жизни, возвращается к жене и дочери, он остался, он изменился. Увы, в жизни чуда не произошло, спустя несколько месяцев Андрей умер на съемках от сердечного приступа, и следовательно картина прозвучала еще словно какое-то жуткое пророчество. Но кино — порой жестокий прорицатель, полное таких вот неожиданных проекций на судьбу. Критика тех лет назвала «Я остаюсь» самым умным и деликатным в теме загробной жизни фильмом, я бы добавил поразительно умным, ибо подобную умную мистику не снимали со времен наверно еще Тарковского «Солярис» (1972 г.). А кто сомневается, что Тарковский это более мистика чем фантастика, пересмотрите сцены бесчисленных воскрешений Хари.
Мистическое, умное, тонкое драматическое кино с великолепным смыслом и потрясающими актерскими работами. К просмотру рекомендую тем, кто любит кино с глубокой наполненностью, кто любит поразмышлять и задуматься о бренности жизни.
У Тарковского в «Солярисе» никто никого не воскрешает. Океан создает из каких-то частиц копию Хари, и эту копию после ее смерти или заменяют на новую, или восстанавливают. Объясняют сие исключительно в научно-фантастическом ключе, мистики в фильме примерно ноль.
Поэтому, мягко говоря, удивил пассаж про мистику, воскрешения и сравнение (на этом основании) «Соляриса» с неким русским фильмом 2006 года…