Российские исторические хорроры — по-прежнему редкость. Те же, что есть, в основном происходят в реалиях девятнадцатого века, и их можно пересчитать по пальцам — «Пьющие кровь», «Притяжение», «18-14», а «Вурдалаки» — это вообще восемнадцатый век. «18-14» — это не безупречная, но крайне интересная попытка соединить биографический фильм с реальными историческими персонажами, с жанровой историей. Вообще, конечно, существование лицейского маньяка отражено в документах, как исторический факт, но как это было на самом деле — конечно установить за толщей лет трудно. Как минимум авторы не побоялись рискнуть, создавая этот любопытный симбиоз хоррора и истории, и хвала им за это.
Данный фильм вообще резко выделяется на фоне прочей хоррор-продукции нулевых в лучшую сторону. С моей точки зрения, это значительный шаг вперед в сравнении, например, с «Путевым обходчиком» или «Мертвыми дочерьми», вышедшими в том же году. Ещё авторы не побоялись разрушить сложившееся многими годами табу, табу на нехрестоматийного Пушкина. В их интерпретации Александр Сергеевич — юный, горячий, живой, полный порывов и устремлений, ну разве не прекрасно? Лицейские его товарищи не менее прелестно выписаны характерами, ну прямо-таки гардемарины девятнадцатого века, не дать не взять. Естественно после того, как от рук душегубца гибнет юная возлюбленная Александра Сергеевича, романтичные лицеисты не могут не вступить со злом в схватку, и начинается охота на безумного маньяка.
Но негодяй каждый раз опережает героев на шаг и успевает унести жизнь очередной молодой девушки. Серийный убийца в реалиях девятнадцатого века — как минимум это новаторски, это необычно, тема для нашего хоррор-кино совсем нераскрытая, ну и конечно сравнение с недавним «Гоголем» неизбежно. Хотя истории как бы в разных стилях. «18-14» все-таки более реалистичная история, без фантасмагорий, свойственных телесериалу «Гоголь», несмотря на то, что в жизни Пушкина мистических начал тоже хватало с лихвой. Но мне стилистика псевдоисторического хоррора больше подходит в фильме 2007 года, что бы там не говорили. Хотя менее всего мне хочется называть его псевдоисторическим, скорее это вольная интерпретация реальной истории, история по мотивам.
Долгое время «18-14» так и оставался единственным представителем подобного жанра, по крайней мере до появления нынешнего «Гоголя», где Пушкин тоже появился, но в карикатурном виде, да еще в изображении актера, ни капли на него не похожего (Павел Деревянко). Все-таки в своих вкусовых пристрастиях я отдаю дань этому старому фильму, пусть он без наворотов и спецэффектов, зато глубже проникает в душу.
Добавить комментарий