Есть фильмы, мало что из себя представляющие, но которые будут стабильно находить и смотреть на протяжении многих лет. Виной тому участие в них мегазвезд, которых армия фанатов готова лицезреть в проектах разного уровня. «Наблюдатель» — яркий пример такого проходного триллера, который ваш покорный слуга отыскал и переосмыслил под впечатлением от третьего «Джона Уика». По смыслу к экшен-франшизе о киллере Бабе-Яге «The Watcher» не имеет отношения, но в нем в главной отрицательной роли вечно молодой Киану Ривз. Как бы его не ругали злопыхатели за ограниченность актерского диапазона, этот «свой в доску парень» неизменно обаятелен для миллионов зрителей в любом образе. В «Наблюдателе» герой Киану – настоящий маньяк-убийца, и его смертоносный козырь – благородная аура, когда потенциальная жертва не чувствует угрозы.
Впрочем формально на первом плане не персонаж Ризва, а агент ФБР Кэмпбелл, в исполнении Джеймса Спэйдера. Долгие годы он ловит таинственного безумца, с которым, в силу определенных обстоятельств, личные счеты. Бесконечная изнурительная погоня превращает Кэмпбелла в хронического неврастеника с лекарственной зависимостью. Ну а маньяк пребывает в отменном здравии, позванивает следаку, и присылает ему фото девушек, которых планирует умертвить…
На момент выхода «Наблюдателя» у Ривза за плечами уже была целая «Матрица», предполагавшая, что теперь-то Киану будет сниматься исключительно в дорогущих проектах со вселенским пиаром. Но «Нео навсегда» всегда чередовал блокбастеры с маленькими лентами, вне зависимости от степени своей популярности на данный момент. Фанаты исключительно масштабного кино привычно удивляются; «Ну что Его заставляет сниматься в такой скромноте после Избранного?!». Видимо то же, что заставило после «На гребне волны» участвовать в «Даже девушки-ковбои иногда грустят», или после «Скорости» в «Чувствуя Миннесоту». Ривз легко выбирает инди-проекты по сей день, когда ему интересна роль и/или сценарий. Вот и в «Наблюдателе» шкура серийного мокрушника подразумевала занятную актерскую задачу. Пусть даже Киану заявлял, что сняться конкретно в этой картине ему пришлось вследствие обмана (подделка подписи в контакте), в целом это не меняет его вышеупомянутого подхода.
Конечно фильм Джо Чарбэника и близко не «Молчание ягнят» или «Семь». Уже на уровне задумки это одноразовые экстремальные «кошки-мышки», с четким разделением на «хорошего» и «плохого» и прямолинейным конфликтом. У маньяка и копа нет предысторий; первый убивает потому что псих, а второй ловит потому что «такая работа». Нет у персонажей и арок; герой хочет законной справедливости, а злодей – самоутверждения. Такие персонажи в начале, такими они будут и в финале. Посему источники удовольствия для зрителя – триллерная интрига (как в итоге будет остановлено Зло, и с какими жертвами в процессе) и сценическое воплощение.
В первой трети ленты динамика несколько провисает (пока режиссер не наиграется в псевдодраму и мнимый артхаус), но потом начинается экшн-триллер практически в чистом виде, и действие несется галопом. Силовики судорожно ищут душегуба, отсчет до смерти очередной девушки неумолимо тикает, а уж когда преступник сталкивается с копами – экран заполняется автомобильными пируэтами, стрельбой, взрывами и трупами. В рамках своего бюджета картина достаточно эффектна, но традиционна по части трюков и спецэффектов. Большее внимание привлекает актерская игра. Техничный Джеймс Спейдер убедителен в образе надломленного сыщика, но главный харизматик здесь Ривз. Номинация на «Золотую малину» за данную роль выглядит откровенно странно, и её можно объяснить разве что «неманьячной» внешностью Киану. По факту же Ривз исправно отыгрывает свихнувшегося выродка, со сдержанными эмоциями (не у всех же шизиков выпучены глаза, правда?) и танцевальной пластикой. «Наблюдатель» реально интересен с позиции того, каким может быть Киану на экране, и преданным поклонникам действительно стоит это увидеть.
В целом «The Watcher» не предлагает чего-нибудь нового по сюжетным поворотам, раскрытию характеров и переосмысления маньячной тематики. Побегали, постреляли и пустили финальные титры. Единственной серьезной мыслью фильма остается фраза, сказанная убийцей – «Нас стало так много, что мы перестали замечать людей, которые живут рядом». И действительно монстр, бросив полицейским фотографию жертвы, все равно успевает убить её, так как поиски слишком трудны в мегаполисе, среди миллионов жителей. Конечно фильм вышел в 2000-м, и сейчас улицы городов заполнены камерами, а у властей есть программы распознавания лиц. Но в мире каждый день по-прежнему случается множество насильственных смертей, весомая часть которых так и остается тайной, покрытой мраком.
О-о-о! Это ж абалденный триллер со злым Киану Ривзом под лучшие хиты Роба Зомби! Блин, это великолепнейшее кино прям! Такого Ривз не выдавал даже в своих Джонах Уиках)
Прикольно на самом деле, что у фильма много поклонников ) Когда просто ни один ни два и ни три человека говорят, что это крутое кино. Но опять же останусь при своем мнении, что сей триллер классным сделал именно Ривз, нехотя (если ему верить) в нем снявшись. Без Киану скорее всего эту ленту вообще бы мало кто заметил.
Ривза тут хвалить можно за то, что он не стандартный для себя. Он не Харкер из «Дракулы», не Нео из «Матрицы», не «Уик» и т.д.) Он играет просто отмороженного в хлам маньяка садиста.
Кьюсак, Нортон, МакЭвой после «Сплита», какой-нить Фассбендер, справились бы также на ура, отыгрывая разные стороны маньяка. Он, в конце концов, как душка Тед Банди завлекал жертв, а потом начинал глотки гарротой перерезать (кстати тоже важная фишка фильма — мега-оригинальные убийства вскрытия горла. которые редко где ещё встретишь).
Ривз сыграл на ура, это бесспорно. Но то, что фильм без Ривза был бы пустышкой и ерундой — не согласен в корни. Есть уйма актёров, способных также эффектно отыграть такого маньяка под всё те же лучшие хиты Роба Зомби.
Да, поправлюсь, что имел в виду, что не именно без Ривза, а без яркого актера в этой роли, фильм был бы куда менее заметным. Я не утверждаю, что это по сути своей «пустышка и ерунда», я говорю о том, что фильм сделал популярным звездный актер. Без этой весомой составляющей «Наблюдатель» — просто смотрибельный триллер, далеко не самый худший, но и не относящийся к реально блестящим жанровым картинам.
Мне этот фильм не особо понравился именно из-за слабого экшна. Хотя хорошие актеры действительно подняли на приличный уровень.