«После этого фильма половина моих поклонников меня возненавидели!» — смело заявил режиссер фильма Ким Ки Дук, представляя фильм на 41-м Московском Кинофестивале, куда южнокорейский мэтр приехал по важному поводу – председательствовать в жюри. После краткой речи, где режиссер отметил, что этим фильмом он попытался высказаться на тему христианства, Ким Ки Дук скромно сел на крайнее место в пятнадцатом ряду. После просмотра режиссера на кресле не оказалось – он улетучился так же неожиданно, как море в его истории, а зря – у зрителей точно накопились вопросы. С которыми теперь приходится разбираться самостоятельно – как и героям этого фильма.
С первых же кадров становится понятно, что «Человек…» — фильм-притча, фильм-метафора. Слишком нарочито автор избегает любого упоминания о том, что это за круизный лайнер такой, на котором свободно разгуливают политики и проститутки, влюбленные и гангстеры, мелкие воришки и странный немой старичок. Когда случается «происшествие» — не будет спойлерить, что случилось – становится вдвойне очевидно, что это даже не фантастика вроде «Остаться в живых» и не «Филадельфийский эксперимент» (там тоже речь шла о пропавшем корабле). Зрителю, как и героям фильма, приходится поневоле принять правила игры – эдакие «предполагаемые обстоятельства». Градус безумия начинает неуклонно нарастать – но когда вы будете думать, что «страньше» быть уже не может, автор выдаст еще более неожиданный трюк.
А обстоятельства на корабле такие, что не каждый зритель выдержит. Оставленные на произвол судьбы, пассажирам приходится как-то выживать в условиях ограниченных запасов пищи, а практически всех более-менее положительных персонажей очень быстро пускают в расход странные гангстеры, заправляющие на корабле, словно стая гиен. Власть на корабле захватывает прожженный политик, и под его «чутким руководством» остальные люди – пассажиры и команда – быстро скатываются в анархию, насилие и каннибализм. Что ж, намек на то, чем именно мотивированы власть имущие более чем прозрачен.
Кажется, из всех пленников проклятого судна план есть только у странного старичка, собирающего по углам грязь, чтобы начать выращивать маленький огородик… А когда грязь кончается, очень кстати оказываются трупы жертв, которых дедушка с добрыми глазами порубит и измельчит в компост так натурально (особенно для притчи), что многие зрители стали спешно покидать кинозал.
Чего уж точно не ожидаешь от такого кино – это эпичного финала в духе советского «Соляриса». Выводы каждый зритель сделает сам, но духоподъемным и оптимистичным это кино точно не назовешь. В общем, выращивайте помидоры, разводите домашнюю птицу и знайте, что все закончится. А помидоры останутся.
Страница фильма «Человек, место, время и снова человек» в КЛУБ-КРИКе
От текста одновременно не по себе и притягательно ) Так что будем смотреть, при всей явной жести, пищи для размышления похоже тоже более чем достаточно.
А сегодня Ким Ки Дука не стало… Ковид…
Да уж, очередная новость 2020 года… Как обухом по голове…