Посмотрев новую «Суспирию» многие отметили, что фильм хорош, изобретателен и красив, но полностью утратил дьявольскую гипнотическую магию оригинала. «Маленькое красное платье» (в оригинале «In Fabric» — «В ткани») британского режиссера Питера Стрикленда воплощает в себе все то, чем была оригинальная «Суспирия» — тягучая тревожная атмосфера джалло, мистические ритуалы, страшные смерти, завораживающая музыка.
Как и положено хорошему джалло, действие фильма происходит в прошлом, где-то на рубеже 70-80х годов. Героиня фильма в безупречном исполнении Марианн Жан-Батист обращает внимание на рекламу платья в телемагазине и отправляется в супермаркет, где продавщицы буквально гипнотизируют их странными речитативами о розничной торговле, а потом вершат в подсобках дьявольские ритуалы. Не ждите логических объяснений – кто эти «розничные» ведьмы, чего они хотят, и кто таков их уродливый спутник, изливающий свое семя, пока они ласкают кровоточащие манекены – как и положено хорошему джалло, зло здесь инфернально, непознаваемо и настойчиво. Поневоле проникаешься сочувствием к героине, которая собирается с силами противостоять всем – неверному мужу, сыну-оболтусу, его хищной подружке, идиотам-начальникам, эгоистичным ухажерам. Но коварство «маленького красного платья» слишком велико даже для нее.
К большому удивлению зрителей, где-то в середине фильма история женщины заканчивается и начинается новая – об аутичном продавце стиральных машин, которого подвыпившие друзья на мальчишнике одевают в то самое злополучное платье, и его доминирующей жене. Сшиты эти две истории не очень хорошо – не то, чтобы сюжет был шит белыми нитками, но обе истории настолько полноценны, что тянут на отдельное кино. Возможно, Стрикленду стоило бы добавить третью историю и получить уже привычный для зрителя формат хоррор-альманаха. Но рамки и лекала киноформатов тесны режиссеру – он легко лавирует между жанрами, превращая демоническую историю в социальную сатиру, и наоборот. Смотреть на это завораживающе и тревожно – во время показа на Московском Кинофестивале некоторые особо впечатлительные зрители даже выходили из зала. Фильм остается в памяти даже не самими историями, а созданными ощущениями – вплоть до фантомно-осязательных. Вещизм, фетишизм, мода, смерть. Черная комедия и абсурдизм. Монологи о стиральных машинах и розничной торговле как инфернальные заклинания. Вот она, настоящая «Суспирия» сегодняшнего дня!
Посмотрел сегодня это кино. Даже не знаю, как относиться, необычно, очень необычно, трудно передать словами свое впечатление. Да, действительно ощущается эстетика Арджентовской «Суспирии», о чем говорят очень многие рецензенты. Но она все же была какая-то более адекватная что ли, там ты мог получить более-менее какое-то объяснение всей чертовщине. Здесь не комментируется ничего, вообще, все воспринимается только на каком-то эмоционально-интуитивном уровне. Ощущение, как будто режиссер снимал это только для себя, что-то родное, близкое сердцу, то, что его волновало, возможно, отдающее дань той эпохе. Местами даже был юмор, он какой-то трешево-абсурдный и странный, такой социальный стеб, особенно это касается разговоров с теми двумя начальниками, про частые походы в туалет, про излишнее любопытство личной жизнью, про рассказы о том, что тебе снилось ночью… У меня это был шок и смех одновременно. :))) Ну и другие неловкие сцены, на первом свидании, например, или секса с женой во втором акте, обсуждающей, кого из гостей надо приглашать на свадьбу. На последние предложения вашего текста согласно киваю, вот в этих монологах-заклинания и кроется по сути вся мистика фильма, его абсурдность и очарование, ибо какого-то традиционного насилия и реальных ужасов тут нет, все завуалировано. «Сшиты эти две истории не очень хорошо…» — я думаю, эти две истории «сшивает» то самое платье, и тот самый магазинчик. Почему когда девушка в этом самом платье зашла в магазин, ее хотели выгнать? И почему в итоге произошло то, что произошло в конце, вся эта буря безумия, я думаю это связано как-то с ее приходом, как бы зло вернулось туда, откуда его выпустили. 🙂
Думаю, поставлю фильму 5 из 10, не могу точно понять свое отношение. И рекомендовать бы его не стал, он слишком специфичный, только для любителей экспериментов. Наверное, могу назвать его интересным, но не совсем «моим», хотя некоторые моменты прям очень цепляли. У меня уже отдельный список таких фильмов имеется, неоднозначных и непонятных для самого себя, в их числе «Неоновый демон», «Олдбой», или, прости Господи, «Человеческая многоножка».