С некоторой долей иронии Любомира Левицкого можно назвать украинским Подгаевским. Действительно, начиная с 2006-го года, с даты входа «Штольни», изруганной кажется уже всеми, кем только можно, человек так и остался последовательно верен выбранному жанру триллера и хоррора. В последних же своих на данный момент работах, Левицкий пытается скрестить хоррор и фэнтези, что ему в полной мере удалось в фильме «Тени незабытых предков» (2013 г.), который стал по сути первым подобным экспериментом. Всё это конечно не без недостатков, но попытка зачетная, интересная, особенно если сравнивать с тем же «Синевиром». Да и честно сказать, я и «Штольню» до сих пор люблю и пересматриваю, не понимаю, за что её уничтожают, фильм не без недостатков, но хороший.
Критика называет Левицкого первым хоррормейкером, и «Штольню» иногда первым украинским фильмом ужасов, но это не так. Были отдельные попытки и в советское время снять что-то подобное — «Пропавшая грамота» (1972 г.), и позднее — «Ну, ты и ведьма» (1992 г.), «Конотопская ведьма» (1987 г.). Так что Левицкому было на что опираться, традиции были. Кстати о традициях. Левицкий не случайно ведь дал фильму название, отражающее смысл украинского классического фильма «Тени забытых предков» (1964 г), в его фильме так же сильны украинские фольклорные традиции, но конечно же значительно переосмысленные, в соответствиями с веяниями времени.
Группа студентов вовлечена в цепь очень опасных приключений. Им придется столкнутся с древними страшными силами, могущество которых безгранично. Но параллельно герои открывают и тайны глубинных истоков своей земли, учатся ценить дружбу и взаимовыручку в столь опасном путешествии. Все эти столь ценные когда-то в школе советского кино приемы авторы не прячут от зрителя, они на поверхности, и в то же время динамика фильма нешуточно разгоняется, дабы в финале обернутся нешуточной битвой, в духе почти что «Матрицы».
Авторы попытались привнести в фильм много новизны, динамичный монтаж, смыслы духовные и прочие. И пусть не все им удалось, «Тени незабытых предков» стали заметным шагом вперед в жанровом украинском кино. Конечно я дал статье название «Хоррор на скорости света» скорее в ироническом смысле, но оно в полной мере отражает смысл этого фильма, яркого, динамичного, наполненного ужасами, погонями, драками, приключениями. В некоторых местах возникает параллель с нашим «Темным миром» (2010 г.) с аналогичным сюжетом, но на самом деле это две разные традиции, две разные школы.
Всё-таки мировоззрение у украинцев и россиян отличается, как бы мы не старались найти точки соприкосновения. Но разве история, рассказанная украинскими кинематографистами, не может быть нам близка? Ценности общечеловеческие по сути везде одинаковые.
Добавить комментарий