Если попросить нормального человека отметить самую хорошенькую на групповом снимке школьниц, он не всегда ткнёт в нимфетку. Надобно быть художником и сумасшедшим,….. дабы узнать……маленького смертоносного демона в толпе обыкновенных детей….. ( Владимир Набоков, «Лолита»).
Я не зря привел в начале статьи сноску из романа Владимира Набокова. Мало кто мог ожидать, что в глубоко пуританской социалистической Чехословакии вдруг появится фильм, не воспевающий идеалы коммунизма, а рассказывающий о половом созревании тринадцатилетней девочки. Здесь всё, буквально всё закручено вокруг нее; мысли, чувства, открытие страшных истин взрослеющим подростком. Ну а ужасы и кошмары хороводом закрученные вокруг Валерии. Страшные сущности и потусторонние гости сняты для социалистической страны, отвергающей иррациональное, на удивление хорошо.
Здесь конечно без труда можно прочесть массу отсылок к мировой классике, к той же «Алисе в стране чудес», с той лишь разницей, что страна чудес Валерии не находится где-то там по ту сторону зеркала, она более здесь и сейчас. Но как бы там не было, непознанное вторгается в хрупкий мир девочки, переворачивая представление обо многих, казалось бы совсем привычных вещах.
Надо отдать должное чехословацким кинематографистам; при максимально эротическом подтексте, отсылающим в некоторых моментах даже к «Лолите» Набокова, они, в отличии от западных коллег, пытаются создать кино совсем противоположного стиля. Их действительно интересует процесс взросления юной души, а не примитивный эротизм, хотя его предостаточно здесь, и даже с избытком. Но авторы через призму страшного пытаются понять — какие демоны посещают подростка во время созревания? И делают вывод; демоны эти очень и очень страшны. И притом фильм еще и о том, что Валерии, жившей недавно с этими демонами в полном согласии, теперь надо делать выбор — жить с ними дальше, или пойти по жизненной дороге без них.
Иными словами, этот фильм ещё и о выборе своей жизненной дороги, среди соблазнов и кошмаров окружающего мира. А перед подростком всегда стоит дилемма; либо жить в комфорте подсознания, где монстры, так милые сердцу, дремлют в ожидании пробуждения, либо изгнать их навсегда. И пусть финал фильма не дает однозначного ответа, как поступила со своими демонами Валерия, изгнала или оставила, оставив этот вопрос домысливать зрителю, всё равно мы имеем однозначно великое кино, находящееся на зыбкой грани между детским и взрослым кинематографом.
Фильм не только не лег на полку, но и получил массу наград на различных фестивалях. Режиссер фильма Яромил Иреш, классик чешской «новой волны», снял кино чувственное, волнующее, наполненное тонким светлым эротизмом. Но при всем при этом нам, рецензентам Клуба-Крик, фильм однозначно интересен. Ведь это редкий образец фильма ужасов в социалистическом лагере. К слову сказать, следующий ужастик в Чехословакии появился лишь спустя шестнадцать лет — «Турбаза «Волчья» (1986 г.).
Добавить комментарий