Вот идут финальные титры под зловещую песенку, и ты думаешь; а что же не так на этот раз? Очередные надежды, мягко говоря, не совсем оправдались. Российский хоррор вновь получился не таким, каким бы его хотелось видеть. И возникает дикий порыв донести свои печали до создателей, но не эмоциональным выплеском, а холодными рассуждениями.
Всегда важно выносить субъективный вердикт, обязательно досмотрев фильм до конца. В процессе просмотра отношение к картине может меняться не раз, но всё это мало что значит, пока не ясна авторская задумка в целом. Вот так же в своё время «Шестое чувство» Шьямалана многими созерцалось как тягомотная заунывщина, пока финал не переворачивал сюжет и вызывал рукоплескания. Но с окончанием «Рассвета» именно загружаешься, дабы разобраться в достоинствах и недостатках.
Очень часто главной проблемой слабого фильма обозначают сценарий. Типа, что с таким кривым развитием сюжета никто из режиссеров не сделал бы хорошей картины. Но в случае с «Рассветом» драматургическая конструкция — одна из самых крепких составляющих. Если принять, что изначально проект претендовал только на эффектный хоррор-аттракцион, то история написана на должном уровне. Секта пытается вызвать демона сновидений, а невольные жертвы ситуации борются с ним – это если синопсис одной строкой. Де-факто фабула сложнее, но в целом «Рассвет» — скримерный жутик в оригинальном антураже и с финтовой развязкой. Громко говоря, сей сценарий — это наш «Кошмар на улице Вязов», сноведенчески-сюрреалистический ужастик, с массой возможностей визуального креатива. Оставалось лишь прилежно и грамотно воплотить его на экране, но тут что-то пошло не так…
Понятно, что историю о страшном сне режиссер погружает в соответствующую вязкую и сверхъестественную атмосферу. И на протяжении повествования явь и видения не раз переплетутся, обманывая зрителя. Но в подобной стилистике тяжело работает запредельно замедленный драйв, когда кажется, что действие просто замерло. Виной тому неоправданно длинные статичные эпизоды, затянутая преамбула и минимум значимых сюжетных поворотов на максимум хронометража. Подобный ритм реально убаюкивает (не сарказм – истинные ощущения) и сильно притупляет жуткие ощущения. Почти до середины фильма хочется просить – «Ну напугайте уже меня чем-нибудь!», так как нагнетание обстановки слишком размеренное. В итоге ожидаешь, что уж после погружения героев в совместное осознанное сновидение, действие взорвется леденящим кровь ужасом, но на самом деле кардинально ничего не изменится.
Важно отметить, что снимая «Рассвет», по любому понимаешь, что делаешь кино для искушенного зрителя, избалованного иностранными образцами и реально не делающего скидку на «нашу» продукцию. От злоключений в подсознательном кошмаре публика ждет визуальных ужасов уровня любой (не самой лучшей) серии франшизы про Фредди Крюгера. То есть квазиреальность дико искажается по желанию монстра/демона/маньяка и действие наполнено визуально чудовищными непредсказуемыми эпизодами. «Рассвет» же до обидного беден на крышесносные зрелищные фишки и довольствуется простыми пресными образами, не способными удивить опытных зрителей. Пусть виной тому и скромный бюджет, не позволяющий спецэффектно развернуться, но целевой аудитории от этого не легче. Да, чёрт возьми, от фильма ждешь и требуешь большего, тем более, когда его преподносят как «прорыв в отечественном хорроре»!
Концовка достаточно интересна, но подана скомкано и безвкусно. Конечно создатели могут возразить, что именно так и делаются финты (мимолетная череда флэшбеков с попутным словесным объяснением), но опять же хочется высокого художественного уровня, когда тебе не рассказывают, а показывают. Примеры навскидку – первая «Пила» или недавняя «Реинкарнация». Вот хочется таких же круто срежиссированных финалов, без снисхождений «ну это же русское, мы же только учимся…». Пусть у нас мало жанровой практики, но огромное количество теории и наглядных примеров. И ведь есть же уже наши мощные спортивные и военные ленты, которые реально на «их» уровне в своих жанровых рамках. Теперь ждем «мировой» фильм ужасов, и только искренне порадуемся, если таковой получится следующая картина Павла Сидорова.
Добавить комментарий