Я — Ангел истребления…
Александра Хвана в девяностые критика называла надеждой российского хоррора. Действительно, если взять список снятых им фильмов в период с 1989 -го по 2008-й, многие его фильмы попадают под категорию если не хоррор, то триллер. Он ставил самые разнообразные триллеры; фантастические («Доминус»), социальные («Дюба-дюба», «Дрянь хорошая, Дрянь плохая»), маньячные («Умирать легко», «Шатун»), криминальные («Кармен», «Риэлтор»). Правда после сюрреалистического триллера «Вареники с вишней» Хван покинул столько лет развиваемый жанр. Теперь в его активе преобладают слезливые мелодрамы, снимаемые по заказу телеканала «Россия», удивительная эволюция.
Но то в будущем, а в девяностые «Умирать легко» проходят почти незамеченными, что удивительно, потому что с моей точки зрения данный фильм как раз таки заслуживает если не восторженных, но лестных похвал. Собственно и маньяк здесь не совсем обычный. Мужчина с не совсем здоровой психикой фатально влюблен в девушку Лизу. А уж после того, как несчастная вытаскивает незадачливого самоубийцу с того света, из петли, вообще превращается в маниакального терминатора который сметет любого, кто хотя бы даже косо посмотрит на объект его вожделения. В ход идет всё; яды, ножи и самые оригинальные способы истребления всех тех, кто даже косвенно обидел бедную Лизу. Ну чего, например, стоит оригинально снятая сцена с арбалетом — браво, браво!
«Умирать легко» относится к категории триллеров (в отличии, например, от «Змеиного источника»), где лик маньяка не скрыт от нас, все его злодеяния на виду. Фильм Хвана строится по иной схеме, чем фильмы, где зло таится до финала, в тумане сюжета. Во-первых, Хван здесь ломает стереотипы маньячных триллеров, где мы видели изверга, который действует хоть и во имя безумной, но все же любви. Во-вторых, его действия показаны открыто, что лишает фильм некоей доминанты интриги, но придает ему шарм в чем-то ином. Очень грамотно и увлекательно Хван сумел выстроить построение сюжета, где первая половина фильма — эта череда разнообразных способов убийств (причем ни одно не повторяется), а вторая — отличная снятое бегство от безумного поклонника несчастной девушки, в котором ей помогает симпатизирующий ей психиатр.
Маньяк (отличная роль Александра Лазарева-младшего) неудержим и страшен, кажется, что на пути к объекту вожделения его никто ни в силах остановить. Он с легкостью преодолевает высоту, огонь и многое другое, лишь бы вернуть свою заветную игрушку. А ведь если вдуматься, Лиза для него действительно игрушка, не более. В фильме Хвана более сильно звучат фрейдистские мотивы, по сравнению с маньячными. Убегающая от психопата Лиза вдруг временами начинает симпатизировать ему, и что совсем непонятно, в некоторых моментах есть намеки, что между Лизой, психиатром (Георгий Тараторкин) и маньяком существует роковой любовный треугольник.
Но в целом, несмотря на вкрапления психоанализа и прочего, Хван делает просто качественное, скроенное по голливудским лекалам жанровое кино, и, по моему мнению, у него оно отлично получилось. Не без недостатков, конечно, но в целом данный фильм на порядок выше всего того мерзкого трэша, что наснимали в девяностые. Именно такие фильмы, как «Умирать легко», «Змеиный источник» и «Упырь» смогли вывести наше жанровое кино из глубокого кризиса и дали толчок новому развитию «страшного» кино в России. В следующем фильме «Шатун», которому мы конечно же посвятим отдельную статью, Хван отлично развил и довел до совершенства жанр маньячного триллера, определив его развитие на два десятилетия вперед.
О, вот еще один забытый российский триллер, который в свое время произвел неплохое впечатление на большинство, кто его видел. Я помню, что когда сам посмотрел, то подумал — «ну типа как у них, только наше…»
Хороший фильм. Давно уже видел.