Говоря о русском кинохорроре наших дней, мы рассматриваем массово несуществующее явление. В России выходят отдельные фильмы, причисляемые к страшножанровым, которые по факту являются лишь творческими экспериментами, а не частью индустрии. Крупные широко распиаренные проекты, такие как «Гоголь» — мультижанровые национальные блокбастеры, в которых «хоррор» — одна из стилистических составляющих, доминирующая в рекламной кампании, а не в конечном результате. Внезапные дебюты типа «Проигранного места» Надежды Михалковой – невзрачные попытки сделать крепкую среднестатистическую страшилку, только подтверждающие отсутствие отлаженного жанрового конвейера. Ну а целый ряд талантливых хоррор-короткометражек от молодых малоизвестных творцов – пока только надежда на Большое и Страшное русское Кино, которое может быть когда-нибудь твердо встанет на ноги. Пусть у нас уже есть Святослав Подгаевский, но он буквально один – исключение из правила отсутствия профессионального российского кинохоррора, только сие правило подтверждающее. И освещая очередного представителя национального фильма ужасов, «Проводника» Ильи Максимова, мы вновь изучаем эксперимент, а не полноценный художественно-коммерческий проект.
Девушка Катя видит мертвецов. Призраки навязчивы, болтливы, требуют помощи, грозясь никогда не отпустить. Катя в диком ужасе хлещет горькую, параллельно подкидывая стражам порядка внезапной найденные трупы. Но однажды у девушки исчезает сестра-близнец, и Катя сама обращается в полицию, ибо знакомые приведения не ведают о случившимся. Ну а назначенные следаки считают нервную девицу сумасшедшей, и вообще сомневаются в существовании ее сестры…
Традиционно трейлеры врут, представляя «Проводник» как динамичный и зрелищный детективно-мистический хоррор. В действительности работа Максимова – тяжеловесная сюрреалистическая драма, с элементами жанрового кино. Зрителям рассказывают путаную логически-рваную историю, в которой увлекательность – последнее, что волнует создателей. На протяжении всего фильма мы погружены во внутренний безумный мир главной героини, который иногда соприкасается с объективной реальностью. Режиссер неустанно упражняется в визуальных приемах разной степени выразительности, силясь сделать то, чего в нашем кино еще не было. В итоге картинка явно доминирует над драматургией, грешащей вопиющей условностью. Пусть «Проводник» кино в целом неглупое, но оно далеко от зрителя, как потребителя внятного и эмоционального рассказа.
Фильм впечатляет отдельными классно снятыми сценами, но абсолютно не складывается в единую конструкцию. Саша Бортич в роли Кати (и чуть-чуть ее сестры) выкладывается по полной, выдавая убедительные эмоции, но её персонаж не вызывает симпатий, так как сам кажется не человеком, а депрессивно-психопатическим призраком. Остальные герои – такие же «ходячие мертвецы», существующие вне времени и пространства, и это не спойлер («живых» в фильме полно), а констатация восприятия. Разрушение логики повествования оправдано больной душой героини, через которую и подается история, но зрителю от этого не легче, который не понимает – за что ему цепляться собственной душой. У режиссера явно не получился высокохудожественный хоррор (а-ля «Суспирия» Ардженто), ибо уровень художественных образов далеко не тот, как и пронзительный драматический триллер, так как трагедии отдельных героев лишь обозначены, но не раскрыты. Поэтому «Проводник» — не шаг к отечественной «страшной» индустрии, и не новое слово в артхаусном искусстве, а субъективное творение с неоправданными амбициями мощного российского хоррора.
Во время прочтения посетила мысль о том, что фильм, должно быть, был творческим дебютом Максимова. Потому что громко и претенциозно новички снимать любят, но у них, в отличие от таких мэтров как Триер (который любит показывать безумцев типа гл. героини), у новичков получается безвкусица. Захотелось узнать о режиссёре: снимал ли он что-то ранее. И тогда понял, что было бы неплохо расширить формат Клуба и завести отдельные страницы не только фильмам, но и режиссёрам, где бы описывались их биография и творческий стиль.
У Максимова в активе преимущественно сериалы и наверное этим объясняется скомканное повествование «Проводника», когда режиссер привык рассказывать историю на большом хронометраже, а здесь ему нужно было уложиться в полтора часа. Но это его не оправдывает; если требовалось больше экранного времени для раскрытия темы, то снимал бы мини-сериал. А то получается, что очень хочется стать «новым голосом большого российского хоррора», но при этом работа делается по принципу «с пивом потянет…» (((
Алексей, а по режиссерам у нас есть страницы, например буквально на днях сделали такую Святославу Подгаевскому, а до этого делали Николаю Лебедеву. Страницы других режиссеров у нас тоже есть, их можно найти в КРИК-каталоге, в разделе Персоны. Но конечно таких страниц у нас пока не так много, как рецензий на фильмы. Алексей, если вдруг захотите сделать подобный материал для Клуба по какому-нибудь вашему любимому хоррор-режиссеру — будем очень признательны.
Давно привлекает творческая кисть Г. Дель Торо. Но вряд ли получится написать о нём развернуто в скором времени.
По Дель Торо у нас есть короткая биографическая справка, но без сомнения большая статья о его творчестве была бы очень кстати. Так что если в итоге напишите — будет здорово!
Саша Бортич хороша — прямо создана для хоррора. Очень эмоциональная актриса. Вот только ее таланту и раскрыться негде — в основном во всякую чепуху ее сниматься зовут.
Я верю, что у Саши всё еще впереди, она только набирает обороты в карьере. У нее действительно ощутимое природное дарование в плане актерства, так как нет профильного образования.