Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Российские хоррормейкеры — Святослав Подгаевский

 

ПодгаевскийСвятослав Подгаевский, родился 8 февраля 1983 г., г.Москва. Российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, монтажер, специализирующийся на фильмах ужасов.

Ссылки:

В данной статье я представлю сугубо свой взгляд на творчество замечательного российского кинорежиссера Святослава Подгаевского, работающего в жанре хоррор. Статья эта продолжит задуманную мной рубрику Хоррормейкеры, в первой речь шла о Николае Лебедеве. Также я сделаю разбор всех вышедших уже фильмов Подгаевского, полнометражных четыре, вернее пять, но «Яга. Кошмар тёмного леса» еще не вышел (на момент публикации статьи). Но у Подгаевского также было четыре короткометражки, о которых почти никто ничего не знает, и мы конечно не можем обойти их стороной («Нечеловек» — хоррор фантастический, и «Синдром кризиса» — хоррор психологический) и включим в наш обзор творчества режиссера.

Владение 18

Владение 18

«Нечеловек» (2006 г.)

Фильм, о котором вообще ничего неизвестно, и найти его в Сети мне не удалось. Аннотация на «кинотеатр.ру» — это по-моему всё, что осталось от этого фильма, а жаль. Теперь, когда Подгаевский признанный мастер страшного кино, было бы неплохо пересмотреть эти ранние фильмы и сравнить. Интересный факт; продюсером двух лент Подгаевского («Нечеловек» и «Русалка. Озеро Мертвых») является автор самого провального за прошедшее два десятилетие отечественного фильма ужасов «Загадка старого кладбища» — Станислав Грачев. Единственное, что мне удалось найти о «Нечеловеке» — крохотное упоминание в Сети, что данный фильм является достойным представителем жанра в категории «человекоподобные роботы».

Пиковая Дама. Черный обряд

Пиковая Дама. Черный обряд

«Синдром кризиса» (2009 г.)

Фильм можно найти в Сети, в целом неплохой образчик психологического хоррора. Фирменный стиль Подгаевского уже угадывается здесь во многих моментах. Герой, вовлеченный в тяжкую череду жизненных обстоятельств, получает странное предложение сыграть в некую игру. И первое задание, предложенное ему, убить собственную жену. Вот, собственно, как ищет герой выход из сложившихся обстоятельств и наполняет содержание фильма. К слову сказать, мистический элемент здесь еще в той мере, какую роль он будет играть во всех последующих фильмах, не проявлен. Сюжет более приземлен, приближен к реальности, в которой главные — не потусторонние силы, а силы обычного преступного земного зла.

Невеста

Невеста

«Владение 18» (2013 г.)

Я думаю «Владение 18» сильно бы выиграло, если бы снималось в коротком метре. Насколько ошеломляющая и по-настоящему неожиданная у этого фильма концовка, настолько и первая половина фильма раздражающе необязательна. А уж без бюджетных спецэффектов вообще, наверное, можно было бы обойтись. Но именно с этого фильма начнется основная авторская тема — страх перед женской сущностью. Действительно во всех полнометражных фильмах Подгаевского — все пугающие персонажи женского пола. С чем это связано — непонятно, возможно все идет из детства режиссера, из каких-то пугающих травм психики, но уж очень он последователен в этой теме. В целом же «Владение 18» — довольно талантливая работа, недотянутая до нужного критерия лишь в некоторых моментах, и честная, что немаловажно.

Конверт

Конверт

«Пиковая дама: Черный обряд» (2015 г.)

Категорически не воспринявший Пиковую Даму в трактовке Подгаевского изначально, возможно из-за того, что сам косвенно в детстве столкнулся с этим персонажем, я теперь пересмотрел свое мнение. С фильмами Подгаевского происходит странный парадокс; изначально их никогда ни воспринимаешь как нечто созвучное душе. Но пересматривая время от времени втягиваешься и заболеваешь ими, как было, например, с ужастиками девяностых годов. Подгаевский, в отличии от других наших псевдо хоррорщиков (Зенкевича, Михалковой, Гинзбурга и т.д.), очень четко знает и любит этот жанр, и в его фильмах это чувствуется. Как ни странно, стиль его фильмов в чем-то близок ранним Лебедевским работам — «Змеиному источнику», «Поклоннику», хотя у Лебедева в них мистики не было. Пиковая Дама у Подгаевского — не просто персонаж пионерских страшилок, перекочевавший в современность, нет, это зло беспощадное, неумолимое, этакий мистический терминатор в женском обличии, которого почти невозможно остановить или изгнать. Кстати в раннем детстве нам подавали точно похожую трактовку этого жуткого персонажа, и мы верили, мы боялись, она действительно была главным страхом нашего детства.

И что немаловажно, в фильме с особой трагичностью звучит параллельно мистической теме, тема распада, разлома института семьи. А там, где скала семьи расколота и зияет брешь, образуется проход для паразитических сущностей потустороннего мира, типа этой самой Дамы. Вот за что я люблю Подгаевского, конечно же за неоднозначность. Во «Владении 18» жертвой темных сил становится совсем молодая семья, в «Пиковой Даме» уже пожившая и имеющая ребенка, но и то и другое, согласитесь, одинаково трагично. Драма и хоррор уравновешиваются, впрочем почти о том же говорил кинорежиссер в своем интервью сайту Кинотеатр.ру.

Русалка. Озеро мертвых

Русалка. Озеро мертвых

«Невеста» (2017 г.)

На мой взгляд просто крепкая жанровая работа, не претендующая особо на какие-то психологические изыски. Но почему бы и нет? Мастер имеет право, и хотя полнометражный фильм лишь третий, с полной уверенностью назову Подгаевского здесь мастером. Многое в фильме в трактовке исторических событий можно подвергнуть сомнению. Фотографирование мертвых — на мой взгляд данная традиция появилась гораздо позже, после Революции. У моей бабушки, например, был целый альбом сфотографированных покойников. И опять же следует заметить; вновь Подгаевский здесь возвращается к мотиву молодой семьи, только-только рожденной, подвергающейся атаке темных сил зла. Но если во «Владении 18» семья все же не выдержала испытания тьмой, то в «Невесте» семья, пережив череду жутких испытаний, выстояла и преодолела зов зла, ведущий к роковой пропасти.

Яга. Кошмар темного леса

Яга. Кошмар темного леса

«Конверт» (2017 г.)

Фильм, который Подгаевский лично не доснял из-за разногласий с продюсерами, и по многим причинам. Но его фирменный стиль угадывается здесь хорошо; исторический пролог, Игорь Хрипунов, ставший визитной карточкой режиссера. На мой взгляд фильм в общем-то неплохой, хотя его стиль нужно отнести не напрямую к хоррорам, а к категории философской мистики. Попытки делать подобные фильмы предпринимались еще в девяностые годы, но зритель, избалованный голливудским кино, конечно принимал такие попытки либо в штыки, либо игнорил. А вообще обидно, ведь это отдельный особый стиль хоррора, распространенный на Западе. Есть примеры и у нас, мистические притчи независимого кинорежиссера Дениса Павленко — «Пиктограммы», «Беспокойник».

Яга. Кошмар темного леса - постер

Яга. Кошмар темного леса — постер

«Русалка. Озеро мертвых» (2018 г.)

Не идеальная, но тоже достаточно крепкая жанровая работа. От фильма к фильму мастерство Подгаевского в выбранном жанре растет, и пусть все происходит не без ошибок, человек делает выводы и продолжает уверенно идти вперед к выбранной цели. «Русалка» интересна нам еще тем, что в ней, в отличии от предыдущих фильмов, звучит уже двойственный мотив распада семьи; сначала гибнет семья девушки, позже превратившейся в демоническую русалку, затем уже она пытается разрушить семью в современности. И вновь здесь семья молодая, только можно сказать рождающаяся, подвергается страшным испытаниям, в которых все непредсказуемо; неизвестно кто устоит, а кто и нет перед соблазном зла.

Вода в этом сюжете становится для Подгаевского своеобразным проводником, посредником между миром живых и мертвых, водоразделом, в котором кипит водоворот судеб, столкнувшихся в мистическом поединке. На мой взгляд все эпизоды связанные с водой, с глубиной, с дождем, сняты просто идеальной с точки зрения операторской работы. Вода становится как будто третьим, незримо присутствующим персонажем, наряду с людьми и русалкой, преследующей их. Повторюсь, хорошая, достойная работа, но будем надеяться, что лучшая работа Подгаевского еще где-то впереди.

 

Итак, я сделал давно задуманный краткий разбор творчества нашего замечательного жанрового режиссера Святослава Подгаевского. В 2019 году выходит его новая работа «Яга. Кошмар тёмного леса», основанная на русском фольклоре. Думаю об этом режиссере еще не раз напишут в будущем, фильмы его достойны еще не одного обзора, и думаю, таких будет много. Но одно уже понятно, Подгаевский — талантливый молодой режиссер, верный выбранному жанру, и его появление — уникальное явление для нашего кино.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Российские хоррормейкеры — Святослав Подгаевский

  • Эндрю Вулф

    Первые два фильма мне нравятся, особенно дебют, а вот последние два очень средние. «Русалка» вообще ничем не запоминается. Плохо, что Подгаевский хорошую актрису Марию Фомину больше не снимает.

Добавить комментарий

  

  

+ 54 = 56