Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Чертова дюжина 2018. Часть 2

 

Продолжаем обсуждать рассказы финалистов, прорвавшихся через несколько отборочных туров в заветный финал литературного конкурса хорроров «Чертова дюжина«. Начало тут.

Слайд7Их корм

Девушка Игоря Рита начала увлекаться йогой, вегетарианством и различными «духовными практиками». А вскоре ей начал досаждать навязчивый поклонник. Игорь пытается защитить Риту, но однажды Рита исчезает.

В очередной раз убеждаюсь, что лично на меня рассказ из современной реальности действует куда сильнее, чем забористое фентези, альтернативка или история из прошлого. Всё узнаваемо, осязаемо, и потому страшно. История развивается стремительно, поведение кота интригует, и… с середины рассказа что-то ломается. Колоритно выписанные персонажи либо вообще не появляются в истории (йогиня), либо мелькают в одной сцене (коуч). Вся линия с котом остается незавершенной. Финал оказывается подвешенным в пустоте, не отвечая ни на один из волнующих читателя вопросов – кто похитил Риту, кто слал ей конверты, был ли это человек или «паранормальное явление», какую роль сыграла в этом «секта», куда ходила Рита. Даже ключевой момент – появление навязчивого поклонника – подан смазано, будто он ходил с Ритой в одну секту: вроде бы она сама дала ему из адреса «только город» — то есть она познакомилась с ним в сети, а не в секте? Тогда почему акцент сделан на том, что в секте используется то же приветствие «я тебя люблю»? В целом история получается нарочито прямолинейной: жила запуганная девушка, ее похитили твари, питающиеся страхом, парень ее спас. Конец. При этом на периферии рассказа остается не менее интересная линия обретения Игорем уверенности в себе (сцены с начальником, с соседом). И верните в историю кота, он еще не сыграл свою роль! 🙂 Но в целом – цепляет, сделано хорошо.

Слайд8Крысобой

Женщина просыпается в незнакомом месте. Ее лицо обезображено, на руках следы от наручников, руки исколоты. Она в деревенском доме, откуда невозможно сбежать, и скоро в дом придем человек, которого ей нужно называть «мужем»…

Начало не впечатлило. Когда вместо описания ужасной ситуации описывают сам ужас  — возникает ощущение неудавшегося фокуса. Причем чаще всего ужас описывают похожими друг на друга описаниями: «Кошмар не отпускал. Многометровый слой вязкого морока сковал тело и толкал на дно узкого холодного колодца. Захлебываясь страхом, миллиметр за миллиметром она тянулась к поверхности…»

Когда автор перестает повторять «кошмар», а приступает к описанию самого кошмара, становится интереснее. Классика – героиня очнулась непонятно где, скоро придет непонятно кто, плюс нестандартные ходы – «Барто», весь этот антураж из детских стишков… История про крысобоя вплетена слишком нарочито, как сноска. Резанул фрагмент, когда героиня выбегает в поле и начинает говорить сама с собой так, как обычно пишут в плохих сценариях, чтобы зрители «догадались» о душевном состоянии героини: «— Не дури, — сказала она себе, — Кто бы это ни был, его здесь нет. Возможно, ты проснулась раньше, чем он ожидал. Собираешься  бежать в лес?»

С момента возвращения домой «мужа» становится совсем интересно, особенно когда понимаешь, что роли «маньяка» и «жертвы» несколько смещены. Жаль, что ничего не выясняется о прошлом героини: она ученый? Исследователь?

Финал не проясняет, а запутывает – поведение «мужа» я никак не могу понять – он ведь вроде как нормальный… И линия с ребенком тоже непонятная. В общем, по сюжету я многого не считал, но атмосфера зачетная. Триллер можно снять отменный.

Слайд9Куйва

Тридцатые годы XX века. Группа беглых зеков продвигается к Мурманску, усеивая свой путь трупами. По их следам идет группа опытных следователей. Они еще не знают, что столкнулись с кем-то гораздо более страшным, чем бандиты…

Рассказ начинается лаконично и мощно: «Путейцев убивали по одному». Вот так и надо начинать. Коротко и страшно. Жуткие преступления бандитов напоминают похождения разбойников из «Анчибелова дуба» — закон парных случаев в действии. Не вполне понятно время действия – то ли XIX век, то ли XX-й… К чему ребусы – непонятно – к середине рассказа становится понятно, что речь идет о 30-х сталинских годах…

Когда фокал истории смещается от бандитов к оперативникам, градус напряжения резко снижается. Мало того, что сюжет перестает быть «страшным», так еще и приходится запоминать кучу героев, которые ни по языку, ни по действиям сильно друг от друга не отличаются: Кондратьев, Денисов, Вадимов, Шанцев, Пряхин, Шелестов, Крутов, Зуев… Главного героя, почему-то называют по имени – Леонид, и с ходу даже непонятно, какая фамилия ему соответствует.

В момент, когда удобно появившиеся в рассказе местные рассказывают легенду о злобном духе Куйве, сюжет становится абсолютно прозрачен – интрига теряется, и остается только наблюдать, как группа оперативников в стиле «Место встречи изменить нельзя» берет группу опасных рецидивистов. Финал тоже тоже предсказуем – учитывая жуткие сны Леонида… Видимо, градус жути на первых двух страницах рассказа оказался достаточно высок, чтобы рассказ запомнился читателям и попал в финал. Но история бы больше выиграла, если бы не шла по рельсам «обыкновенной истории про зверя-демона в теле человека», и если бы оперативники не вышли так легко на след беглецов. Интриги мало, мало конфликта.

Слайд10О Чугае и Царствии Небесном

У токаря Чугая умерла мать, свалившись с лестницы в сыром подвале. И теперь Чугай слышит из подвала ее голос, объясняющий ему великую миссию – стать отцов самого Сатаны…

Рассказ начинается, как задорная сказочка, и, ни на миг не меняя тона, превращается в историю про сбрендившего маньяка. Такой неожиданный подход подкупает, но уже к середине рассказа наскучивает – все-таки 40 тысяч знаков многовато для анекдота. Впрочем, автору удалось создать объемный живой характер, жуткого монстра в виде голоса матери, а главное – поставить читателя перед загадкой: что в рассказе взаправду, а что – фантазия безумного Чугая. История щедро сдобрена кровищей и своеобразным пролетарско-кладбищенским юмором. Судя по тому, что рассказ в финале, этот юмор многим участникам пришелся по душе, особенно на контрасте с нарочитой пафосностью и серьезностью многих рассказов-конкурентов. Что лишь доказывает, что на каждый рассказ найдется свой читатель.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

62 − = 56