ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Скажи правду или пойди на риск — философский анализ фильма «Правда или действие» (Truth or Dare, 2018 г.)

 

Правда или действие - кадр 1…в таком подходе больше истины, то есть в теоретическом отношении он гораздо продуктивнее позиции тех, кто подчеркивает хичкоковские ошибки, неувязки и прочее. …здесь… лакановский лозунг les non-dupes errent* обнаруживает свою силу: единственный способ создать что-либо реальное в теории — это довести вымысел переноса до конца.

(Жижек С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока)

Подростки решили отдохнуть и поехали в Мексику. В Мексике они сыграли с незнакомцем в игру «Правда или действие». Оказалось, что они-то закончили играть в игру, но игра не закончила играть ними.

А теперь представьте, что стоите перед этической дилеммой: пожертвовать лучшими друзьями или дать погибнуть куче незнакомых людей…

Ложь

Правда или действие - кадр 2Ложь течет ручьем. Стремительным потоком бушует. Засасывает болотом. Проникает, вплетается во все. Причинность и случайность везде, а ложь — лишь там, где разум. Где разум, там и ложь. Человек обманывает себя, обманывает людей, верит своей лжи, верят ей и люди. Повседневная ложь, бушующий поток, скелеты в шкафу, искажающие зеркала, лицемерие без границ. Ложь из-за страха, ложь ради пользы, ложь ради удовольствия. Утро и вечер, день каждый. Та, о которой человек знает, — вершина айсберга.

Гм, фильм же идет. Обруганный критиками и осмеянными блоггерами фильм, на который так откликается душа.

Подобно магу, фильм проговаривает заклинания, и мысли являются, будто призраки магу. Магия кино резонирует с памятью, с жизненным опытом, с выученным и прочитанным, смакует тему лжи.

Вспоминаешь психоанализ, психологические защиты. Рационализация, интеллектуализация, проекция. Имя им легион. Они — часть айсберга, которая под водой. Они — ложь, искажения внешней и внутренней реальности, психологические защиты вшиты в прошивку души, прячутся от сознания. Без психологических защит нет и души, разве что это душа психотика, «старинного дерева больничного парка» — да и она пользуется примитивными защитами, отбрасывает реальность полностью или искажает ее грубо.

Пока не сошел с ума Ницше, он готовил почву для теории защит. «Ложность суждения еще не служит для нас возражением против суждения… Вопрос в том, насколько суждение споспешествует жизни, поддерживает жизнь, поддерживает вид; и мы решительно готовы утверждать, что самые ложные суждения… — для нас самые необходимые…»

От темы лжи фильм перебрасывает мостик к другим темам.

Причинность

Правда или действие - кадр 3Причинность универсальна и абсолютна. Нет ни выбора, ни свободы выбора — лишь неразличающая бесстрастная причинность. Безличностные структуры и системы — символические, психологические, материальные — выходят на улицу и обретаются среди людей и в людях. Не люди живут среди структур, но структуры проживают, переживают, пережевывают людей. Не человек говорит на языке, но язык проговаривается через человека. Не человек красит место, но место ищет и использует человека. Эта концепция проиллюстрирована в первых сезонах «Игры престолов», в которых главное — не герои, ибо герои постоянно гибнут и их заменяют новые, а главное — фоновые структуры: королевства, княжества, иерархии, семьи, нормы этики и этикета, и готовится к активации фундаментальная для людей структура, которую все увидят в восьмом сезоне: сражение жизни и смерти, живых против мертвых. Концепция главенства безличных структур блестяще изображена во многих фильмах Полански — «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Жилец», «Призрак», — в которых главные герои начинают с того, что занимают в неизменной структуре фатальное место, которое до событий фильм занимал другой человек.

В «Правда или действие» не подростки играют в игру, но игра играет игроками. Играет, как злобный Трикстер, а игроки гибнут, как и положено подросткам в уважающем себя хорроре. Злое зло выкашивает, скашивает, срезает. Губит до тех пор, пока фильм, последовательный в своем философском пессимизме, не делает круг по спирали и не возвращается к дилемме, с которой начинался, на этот раз повышая ставки.

Виток по спирали

А дилемма такова. Представьте, что у вас есть выбор: пожертвовать лучшими друзьями или дать погибнуть куче незнакомых людей…

Выберете что?

Два слова о трех словах

Правда или действие - кадр 4И английское, и русское названия затрагивают тему различия между речью, то есть правдой, и поведением, то есть действием. Границу эту трудно провести. Бихевиористы считают речь особого рода поведением. Но и неречевым поведением сообщить можно многое (например, сказать правдивое «да» кивком головы). То есть перевод, который на первый взгляд кажется удачным, на самом деле всего лишь терпимый. Что же в оригинале? Truth or dare. Более-менее дословно это переводится как «правда или риск». Расскажи правду или пойди на риск. Эта парочка, впрочем, тоже неидеальна, так что дело, видимо, не в переводе, а в самой игре. Если кто-то выбрал риск, то лишь произвольно сложившиеся правила игры не позволят, чтобы этим риском был правдивый рассказ о себе.

Вымысел переноса

Правда или действие - кадр 5Суровая критика со стороны критиков была нацелена как раз на то, что четкие правила в игре отсутствуют. То у нас «правда или риск», а то внезапно оказывается, что выбирать правду можно лишь несколько раз подряд, а следующему участнику вариант «правда» недоступен. Почему? Да потому что так захотелось ленивым и бестолковым сценаристам — так считают критики. Я же, по совету Жижека, доведу до конца свой перенос, согласно которому «Правду или действие» создавали умные люди, сделавшие этот фильм философски глубоким, и многим сюжетным неувязкам есть объяснение.

Итак, вот что может означать введение всё новых правил и общая их в конце фильма недоскональная ясность.

Во-первых, ничего не напишу о первой причине и таким образом избегу спойлера.

Во-вторых, возможно, речь идет о том, что можно условно назвать «эзотеризмом». Хочу, чтобы поиграли со мною в запутанную и смертоносную игру. Когда приглашаю, не упоминаю не только смертоносность, но и запутанность правил, иначе никто не станет играть.

В-третьих, даже если одни правила, на первый взгляд, противоречат другим, то причина, возможно, в том, что их можно свести к более фундаментальным непротиворечивым правилам.

Обо всем понемножку

Правда или действие - кадр 6Пора вспомнить об актерах, которые играют неплохо, правдоподобно и приемлемо. И о сюжете, в который вплели католическую мистику и народные суеверия, но который тоже приемлемый. И вспомнить о музыке, нераздражающей музыке, после которой приятное послевкусие, особенно после электронных композиций. Хотя… вспомнить получается только послевкусие, а музыка в памяти не отложилась. И вспомню, что неестественные улыбки, появляющиеся на лицах у тех, кем играет игра, впечатлили; думается, они не хуже, а может, даже и лучше дорогих спецэффектов иного эффектного фильма категории А.

*Les non-dupes errent — парадоксальное мнение Лакана, заключающееся в том, что те, которые не позволяет себя обмануть символическому обману/вымыслу и продолжают верить своим глазам  — эти-то люди и ошибаются больше всего.

Страница фильма «Правда или действие» в КЛУБ — КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Скажи правду или пойди на риск — философский анализ фильма «Правда или действие» (Truth or Dare, 2018 г.)

  • Круто, что казалось бы на рядовой молодежный хоррор у нас в Клубе теперь две, даже не рецензии, а аналитические статьи разной направленности! У меня сложилась своя аналитика )

  • DimaKIN

    Я бы с психоаналитической башни сказал, что фильм стал объектом переноса не только у меня. Иначе не объяснить, почему взрослые дяди анализируют с разных сторон достаточно проходной подростковый хоррор. Что-то здесь такое есть, что откликается в душе несмотря ни на что и привлекает интерес, будь то негативный или позитивный.

    • Да, и это же в том же сериале «13 причин почему» и прочих…

      • DimaKIN

        Разверни, пожалуйста, свою мысль.

        А то ведь «13 причин почему» и прочие — это другие, уникальные кинотексты, пусть в них и есть похожие содержательные элементы.

        У женщин, знаешь ли, у всех «это же». Но душа откликается не на всех )).

Добавить комментарий для DimaKIN Отменить ответ

  

  

3 × = 30