Ругать российские ужастики легко и необременительно. Как ни крути, корней у жанра – «Вий» да обчелся, нет у нас ни раскрученных франшиз, ни хоррор-икон, ни королев крика. А у нас один сплошной Михалков. Точнее, целая семья Михалковых.
Поэтому ругать «Проигранное место» Надежды Михалковой не хотелось. Правда. Снять российский хоррор и выпустить его в прокат – уже авантюра, зачем же людей за это еще и порицать?
Я сдался в самом конце. Последняя сцена фильма – это что-то за пределами моего понимания, что такое хоррор, что такое сюжет и что такое актерская игра. Хороший финал мог бы замять неловкости и натяжки сюжета, но – увы! Финал «Проигранного места» нелеп и случаен – с таким же успехом можно было бы ткнуть пальцем абсолютно в любого героя фильма и состряпать ему «объясняющую» историю. И вслед за финалом оглушительно падает все, что нагородили авторы до этого.
Странная школа, где учителя читают на уроках «Пятьдесят оттенков серого» и демонстративно забивают на своих учеников. Ученики в исполнении 23-25-летних актеров, разыгрывающие сценки на эмоциональном уровне развития первоклассника (двигатель сюжета – выложенная в Инстаграм голая задница). Саундтрек, подходящий по жанру к комедии, но никак не к хоррору. Удивительные сцены, написанные словно в бреду. Подросток вслух сообщает отцу, что сегодня покончит с собой. Папа, не изменившись в лице, отстраненно говорит: «Что ж, ты очень расстроишь нас с мамой». Подросток мастурбирует в ванной с открытой дверью (!), за дверью стоит его одноклассница (ах да, к событиям фильма эта сцена никак не привязана). Примерно за десять минут до финала мы узнаем, что следователь-альбинос в исполнении Анны Михалковой беременна — это считается за спойлер, если это тоже никак не связано с сюжетом фильма?
Нарочито дважды показанный на экране профиль Ленина в проклятом кинотеатре мог дать надежду, что за событиями фильма стоит глубокий символизм – мол, призраки прошлого, потерянное поколение, утраченные ценности, но ведь нет – нету глубокого символизма. На роль архетипа тянет разве что красный шарик, который попадает в камеру в самые душещипательные моменты, но – увы – клоуном Пеннивайзом тут и не пахнет.
Если бы сюжет был обыгран в мистическом ключе, многое можно было бы списать на таинственные потусторонние силы, но авторы, словно отрезая себе путь к отступлению, играют в детектив – не давая ни зацепок, ни «висящих ружей», ничего. В то время, как любой рациональный подход к такому сюжету разбивается о банальные расчеты. Допустим, в этом кинотеатре один зал, «проигранное место» где-то в центре. В день идет 6-7 сеансов. Даже если на одной десятой сеансов на «проигранное место» кто-то садится, в городе получилось бы более двухсот трупов в год! А если «место» действует «избирательно», то… страшилка рассыпается. Нет страшилки!
А вот начало у фильма, напротив, бодренькое. Трасса, десятки крестов на обочине… Отрубленная рука… Прямо жаль, что авторы решили дальше рассказывать не эту историю, а ту – дурацкую байку про задницу в Инстаграме и «нехорошее место».
Домучивая фильм до конца, в долгих паузах было слышно, как в соседнем зале играет музыка Queen из «Богемской Рапсодии». Характерно при этом, что фильм о Фредди Меркьюри имеет рейтинг 18+ (мужики целуются!), а «Проигранное место»: 16+ (отрубленные руки и головы – эка невидаль!) И, хотя я «Богемскую Рапсодию» уже посмотрел, так и тянуло сбежать из зала туда, где музыка, где жизнь, где показывают настоящее кино. Потому что если в вашем зале показывают такой ужастик, то каждое место в нем, по умолчанию – проигранное.
В общем — бракодельцы, так, наверное, можно ласково назвать создателей. Эксплуатируют потенциально денежную стилистику молодежного хоррора, но при этом ничего путного сделать не могут…
Большое опасение уже вызывали трейлеры, как-то слишком криво там всё выглядело…