Вот честное слово, что по-настоящему близко́ русским людям, живущим в северных широтах, так это скандинавское кино. Такое заснеженное, погодно-суровое, неспешное и задумчивое. Не зря тамошние литературные детективы и триллеры пользуются в РФ большой популярностью, ну а фильмы буквально визуализируют родные ощущения белой студеной природы. А когда у картины еще и напряженный жутковатый сюжет, то это просто крутая аутентичность для нашего брата, ибо страна у нас строгая не только по климату на большей части территории, но и по социальному устройству. И даже если лента звезд с неба не хватает, она всё равно заходит как минимум по атмосфере. Вот «Фобия» как раз такой проект; художественно проходной, но стилистически привлекательный.
Кэтрин уже за сорок, но радость материнства всё еще в планах. Чтобы отпустить мрачное прошлое, о котором Кэтрин не любит вспоминать, и жить настоящим, она возвращается в пустой фамильный дом, с намерением продать его. Но запертое в подсознании детство внезапно возвращается, готовое открыть страшную тайну…
Картина сразу цепляет красотой в двух ипостасях. Первая – это изящная актриса Сюннёве Макоди Лунд, одновременно напоминающая Шарлиз Терон и Шэрон Стоун. Вторая – простые, но притягательные виды окрестностей, когда зима в канун Рождества фантастически прекрасна. Попеременно любуясь тем и другим, мы готовы впитывать любую историю, которая де-факто оказывается не столько триллером, сколько семейной драмой в хоррор-антураже. Возможно постановщик вообще бы с радостью затеял чисто серьезный сказ, но массовая публика хочет страшное, посему надо оправдывать ожидания.
Особого визуального ужаса задумка «Фобии» не предполагает, поэтому режиссер внезапно дергает зрителя звуковыми скримерами, максимально взвинчивая звук открывающейся двери или падающего предмета. Работает такое через раз, временами вызывая откровенное недоумение. Подобный манипулятивный прием по-любому должен отвечать сюжетным поворотам, а когда это просто резкий «БУ!» в воздух, то попадает он тоже в никуда. А кроме сего у создателей припасена пара визуальных пугалок, правильно исполненных, но довольно банальных, чтобы реально шокировать.
Другое дело – само повествование, постепенно раскрывающее проблему, мешающую героине быть счастливой. Здесь использован занятный метод зрительского обмана, заставляющий разгадывать не то, что надо. Возможно вы быстро вычислите главную «триллерную» фишку, но вряд ли нарисуете картину в целом до кульминации. А дальше восприятие зависит от ваших изначальных запросов. Если хотели крутой ужастик – то разочаруетесь, а если были готовы к фильму типа «Приюта» или «Других» (но куда более скромному по художественному уровню), то скорее всего не пожалеете о потраченном времени.
Фактически «Фобия» — маленькое, ни на что не претендующее кино, которое внезапно оказалось в широком российском прокате, без козырей, только за счет позиционирования как «жуткого хоррора». Эта картина не для воскресного выхода в IMAX, а для уютного домашнего просмотра, в качестве полезной альтернативе стереотипной мыльной опере, как неплохая мистическая драма, перенасыщенная ненужными для истории бу-эффектами.
О просмотре не пожалел. Но из памяти выветрилось быстро.