ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 

КРИК-подписка!

Получать наши новости:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

… и помни — я всегда где-то рядом

 

Светлана Сурганова

Тема этой статьи достаточно далеко отстоит от основного блога. Но пусть читатель отнесётся снисходительно. У всех авторов есть свои причуды, тем более в преддверии юбилея любимой певицы.

То, о чем мечтали фанаты «Ночных снайперов» свершилось — первоначальный состав воссоединился на сцене: наверно, кто-то так и начнёт разговор об этом безусловно важном событии. Диана Арбенина пересилила себя и пригласила Сурганову, которая так много зла ей сделала — так могут начать самые рьяные фанаты Арбениной. Светлана Яковлевна доказала всем ещё раз, что она самая лучшая, самая добрая, самая терпеливая и вообще чувства живы и скоро Диана и Светлана если не жить будут вместе, то точно выступать — так мог подумать самый наивный фанат С. Я. Исторического события короткого воссоединения двух снайперов ждали намного больше, чем нового сингла Земфиры, результатов выборов президента и слушаний по пенсионной реформе — пользователи почти обвалили официальную страницу «Сурганова и Оркестр» в ВК, за короткое время написав полторы тысячи комментариев.
СМИ, безусловно, проигнорируют это. Их и прошлая история НС не интересовала, так что никто не предложит этот сюжет для «Пусть говорят», как наверняка бы сделали будь на их месте Земфира Рамазанова и Рената Литвинова, о романе которых (мнимом или настоящем) было написано в своё время достаточно макулатуры. Ну, тем и лучше.
Предмет этой статьи совершенно далёк от тревожно забившихся девичьих сердечек, обмороков и рыданий впечатлительных фанаток. И да, он обращен, прежде всего, в сторону С. Я. Сургановой — не будем этого скрывать. Очень легко свести всё её высокохудожественное творчество, которое охватывает уже 35 лет, к страданиям брошенной подружки, которая только и мечтает заверить в том, что всё простила и любит. Неистребимо в наших людях желание расчувствоваться и умилиться. Если под рукой нет «Санта-Барбары», так хоть на Сурганову и Арбенину посмотрим, а там глядишь и братья Самойловы трогательно помирятся, и вообще будет красота.

Их чувства друг к другу — абсолютно запретная территория, касаться которой значит уподобиться Малахову, которому всё равно, что обсуждать — теракт в Керчи или развод Петросяна и Степаненко. Поэтому закройте, не читайте те, кто ждёт повод для слёз умиления — это не ваш случай, извините.
С. Я. Сурганова – это человек, у которого творчество неразрывно связано с её жизнью. Отталкиваясь от реальных событий, будь то чувства к кому-либо, скорбь, страдание, она всегда творила духовно универсальные песни, объяснять которые тем, что послужило толчком для их создания, также неверно, как проводить связь между законом всемирного тяготения и яблоком, которое якобы упало на Ньютона. Природа творчества совершенно особая и не объясняется узколобым фрейдизмом. Это, прежде всего, творение сверх себя, поэтому напрасно спрашивать у художника что он хотел сказать – то, что ты увидел, то для тебя и есть. Реципиент искусства подобен слепому, ощупывающему слона, а творец, как совершенно справедливо полагал Ингмар Бергман в своём гениальном фильме «Лицо», в конечном счёте до конца непостижим.

И кто-то за мною на след мой наступит,
Когда предстоит мне отсюда уйти.
Пускай на твои он плечи набросит
Платок бескорыстной и верной любви.

Пускай ты забудешь бессонные ночи
И всё, что я в памяти свято храню,
Ты только живи счастливей и дольше,
И помни, как прежде тебя я люблю.

Это текст одной из лучших ранних песен С. Я. Сургановой, написанной в то время, когда никакой Дианы Арбениной в её жизни не было. В 1990-е гг., когда как раз и существовала необычная авангардная группа «Ночные снайперы», С. Я. Сурганова практически не писала новых песен. Можно сказать, она своё творчество принесла в жертву песням Дианы Арбениной, в талант которой она верила и которую поддерживала. Это важная часть её натуры, жертвенность, то качество, о котором многие только читают, например, в мифе о Прометее.
С. Я. Сурганова точно также поддерживала и другие таланты. Выдающийся автор Юл Абрамов, которому С. Я. Сурганова помогала не только финансово, но и как творческая величина, раз за разом включая в свои концерты и альбомы его прекрасные песни. А кто бы знал его без нее? Елизавета Костягина, ещё один талант из окружения Сургановой, которой она помогла поверить в себя и даже предоставила студию и своих музыкантов для записи первого альбома. Наверняка немалое количество людей обратили на Костягину внимание благодаря прекрасным песням и дуэтам, которые они вместе записали. Шура, презираемая многими фигура, который лично для меня раскрылся с новой стороны в дуэте с Сургановой.
Умение увидеть, оценить и поддержать чужое талантливое творчество – одно из многих достоинств Светланы Яковлевны, которого лишены многие другие артисты. Она и сама благодарна за внимание к себе и не устаёт говорить, что именно это её и поддерживает.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Мы слишком жертвы массовой культуры, слишком опошлили, свели к примитиву, к половым отношениям, почти уравняли с сексом слово любовь, так что многие его и произносить боятся. Друг не скажет другу «я люблю тебя», хотя это тоже разновидность любви. Друг сразу подумает – о, единомышленник Элтона Джона. В тоже время мы совершенно забыли, не хотим знать христианство, воспитавшее всю европейскую цивилизацию, и не важно атеист человек или нет. Мы все христиане.

Я не жалею, слёз не жалею.
Землю согрею, только ты живи.
Это уже её поздняя песня «За тобой», написанная в соавторстве с лидером «ExNN» Галиной Богачевой, талант которой Сурганова тоже поддержала, совершенно бескорыстно протянув руку помощи. Одна из ключевых тем её творчества – это сопротивление смерти, причём под смертью стоит понимать не столько физическую смерть (Сурганова верит в вечную жизнь, о чём неоднократно говорила), сколько боль разлуки, душевную пустоту оттого, что нет рядом близкого человека. Это заметно и в её ранней песне «Обещанный снег», которую она теперь редко исполняет.
Давай переплавим огарки прожитых дней в большую свечу,
Чтоб холод не мог нас застать врасплох.
Творчество Сургановой монолитно и неделимо. Оно цельное, как и она сама. В нём много противоположностей, но нет противоречий. Быть цельной натурой в наше время тоже искусство. Много вы таких артистов знаете?
Когда-то в юности автор увлекался Земфирой, «Сектором газа», «Ленинградом», «Королём и Шутом». Кое-что из этого (как, например, «Ленинград») навсегда ушло в прошлое и ныне вызывает лишь раздражение. А что-то, подобно призраку из глубин подсознания, появляется вновь и даже вдруг оказывается способным прояснить вчерашнюю эпохальную встречу. Давно, очень давно автор не слушал «Король и Шут» и заранее даже поругивал его. Михаил Горшенёв действительно проигрывал по вокалу своему же другу Андрею Князеву и никогда не делал ставку на музыку, как поступает Светлана Сурганова, натура эстетская и любящая эксперименты. Но он очень органичен был в своём безумном существовании на сцене. Он не притворялся тем беззубым панком, поющим страшные сказки о «проклятом старом доме» и «кукле колдуна». Он был им. Вот и Сурганова говорила, что главное, это быть собой, ибо второго такого же на свете нет. Пока фанаты прежнего гитарно-скрипичного дуэта льют слёзы умиления от лицезрения их двоих на сцене, автор скорее плакал от счастья, наконец, найдя ответ – а почему Арбенина так боялась встречаться с Сургановой. Пока она сама всячески изображала из себя рок-н-ролльщицу, Светлана Яковлевна раз за разом говорила, что её нынешний стиль безусловная ошибка, не так надо исполнять эти песни, они другого качества. Вот и Диана, побесившись вволю на сцене до Сургановой, опять взяв на сцену детей, которым она якобы не желает музыкального будущего, уже не могла вести себя также при ней. Стало понятно, что её рок-имидж – это лишь видимость. И манерно петь, по своему обыкновению, изображая помесь Ренаты Литвиновой с Жанной Агузаровой, она не смогла. Проснулись подлинные чувства, которые были в её вокале только на ранних альбомах.

Вчера ещё демонстрировавшая чудеса раскрепощения в видеоприглашениях с Григорием Лепсом и Александрой Степановой, Диана как будто напрочь забыла весь свой сценический опыт. Присутствие Сургановой вернуло её в прошлое, открыло в ней ту самую Дину Кулаченко, которую она так старалась забыть, которая однажды оказалась на пороге квартиры Сургановой и показала ей свои стихи. Светлана Яковлевна вела себя как обычно, с чем согласится любой, кто хоть раз видел её концерты, даже в записи – была весёлой, артистично реагировала на изменяющуюся обстановку на сцене и в зале, заигрывала с Дианой и даже нашла возможность между песнями сказать ей трогательные слова поддержки. Если верить странице её группы в ВК, сказано было примерно следующее: «Ты только живи. И, пожалуйста, пиши. И, пожалуйста, люби. И знай, что я всегда где-то рядом». Пожалуй, нужно обладать немалой фантазией, чтобы договориться до того, что «а чувства живы» и давай плакать вместе с тётей Хуанитой из бразильского сериала.

Среди мертвых и живых
Ждать тебя не перестану.
Мне не плыть по океану
Слов признания другим.

В мире песен Сургановой вообще нет ничего безвозвратно ушедшего. Все живы и всё живо где-то параллельно. Пока мы помним и любим, ничто не мертво. Это во многом характерно и для любимого поэта Сургановой Иосифа Бродского, который в своих гениальных стихах свободно путешествовал по волнам памяти, посреди милых сердцу мест и людей, уже давно ушедших.

Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи,
и полны темноты,
и полны темноты и покоя,
мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.

Это стихотворение Светлана Яковлевна положила на музыку и записала на своём дебютном альбоме «Неужели не я».

Нежное и лиричное звучание «Ночных снайперов», что являлось отличительной особенностью этой группы времён питерского авангарда, оказалось на короткий миг воскрешено с приходом Сургановой в Олимпийский. Играть с ней рок-н-ролл Диане показалось неуместным (тем более с ней же был на сцене её бас-гитарист Денис Сусин), а подыграть Светлане не хватило духу. Оттого С. Я. Сурганова даже без вокала оттянула на себя внимание не только зала, но даже оператора, который на большом экране показывал в основном её. Ну да за постоянно бегающей с гитарой по сцене Арбениной уследить было непросто. Переживал разве что её менеджер – как бы она не попала в вентилятор, установкой которого так хвасталась прежде.
При неотрепетированных словах Сургановой, идущих из сердца, Диана вообще растерялась и как истукан смотрела на неё некоторое время, не сказав даже «спасибо». Притворяться рокершей рядом с Сургановой всё равно, как если бы сантехник притворится дрессировщиком и войдёт в клетку с тигром. Он поймёт с первого взгляда, кто ты есть и, если не голоден, милостиво позволит уйти. Быть может, Светлана Яковлевна думала, что Диане не хватает этих слов, чтобы перестать нервничать в её присутствии, как не хватает порой малолетнему хулигану не папиного ремня, а ласкового слова матери. Пусть Сурганова тигр мягкий, но волевой – у окна не сторожит, но умеет добиваться своей цели.
Живи. Твори. Люби. И помни, что ты кому-то нужен. Прожившая тяжёлую жизнь Сурганова неоднократно именно это и говорила в песнях и интервью. Это простая истина, но в мире, где все кем-то притворяются, так не хватает искренности и доброты.

В небе полном звезд — имя твое.
В мире полном любви — нет твоих глаз.
Мы куплены все за сверкающий грош
Фальшивых улыбок, бессмысленных фраз.

Искренность и бесстрашное выражение чувств – это то, что привлекает к Сургановой. Ей свойственна не только любовь к Диане Арбениной, с которой её связывает общее прошлое, но и к поклонникам, в которых она видит не отражение себя, а людей. Она неоднократно это говорила. Каждый человек – это учитель, а ты сам – вечный ученик.
Живите, Светлана Яковлевна. Пишите. Любите. А те, кто вас ценит, всегда где-то рядом.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария … и помни — я всегда где-то рядом

  • Отличная статья, а для меня еще и очень познавательная, так как я был совсем на уровне «звона» (ни черта не знающей на самом деле желтой прессы) в курсе отношений Сургановой и Арбениной, и их влияние на творчество каждой из них.

    И всегда важно не просто слушать музыку, а именно слышать, понимать эмоциональный и интеллектуальный смысл песен. И читать статьи, написанные с искренним уважением к выдающимся деятелям культуры.

    • vkontakte.ru Эндрю Вулф

      Спасибо. Хотя ее к выдающимся деятелям мало кто причисляет, но для меня она лучше Земфиры и Арбениной, которые мне особо неинтересны.

Добавить комментарий

  

  

+ 38 = 40