«В этой стране слишком много людей…»
Положа руку на сердце, тема Судной ночи была раскрыта и закрыта в оригинальном фильме. Его интеллектуальная ценность как раз и заключается в условной недосказанности. Был продемонстрирован лишь один эпизод Большой Американской Чистки, из которого подразумевались любые политические и философские выводы. Реально не было нужды разжевывать государственные злодеяния, сводившиеся к массовому уничтожению неугодных под прикрытием всеобщего псевдоблага. Именно в силу отсутствия морализаторских лозунгов первая «Судная ночь» являлась нечто большим, нежели типичный экшен-триллер и заставляла публику думать, а не просто упиваться нон-стоп-насилием.
Но бабло победило добро, и вследствие весомых кассовых сборов на свет появились сиквел и триквел. Масштаб расширился от стен одного дома до границ целого города, под громогласные нравоучения на тему «цинично-кровожадного правительства и бедных мирных жителей». Тем зрителям, кто еще не понял, по буквам разъяснили, что насилие инициирует руководство страны. И всё этот не ради безнаказанно-очистительного выплеска народного гнева, а чтобы максимально сократить число нахлебников Великой Америки. Франшиза трансформировалась в прямолинейный манифест о свободе, равенстве и братстве предательски угнетенных, но сказав всё, что возможно, и не думает заканчиваться. В 2018-м вышла четвертая серия – «Судная ночь. Начало».
Как несложно догадаться, это приквел оригинала, призванный рассказать – как американцы дошли до жизни такой. Вот только шиш вам, зрители. «Начало» начинается абсолютно с того же, что и предыдущие части, с дежурной ремаркой о том, что это «самая первая Ночь», проводимая как социальный эксперимент. В остальном всё та же констатация глубокой экономической Ж., в которой оказалась Америка, и так как граждане озлоблены, надо дать им возможность свободно поубивать друг друга. Де-факто четвертая серия не предлагает ничего нового, лишь только смещает социальный аспект в сторону чисто штатовской проблемы.
А проблема эта…правильно, притеснение афроамериканцев. Как не говорят правители (включая недавнего темнокожего президента), что их подопечные равны в своих правах, сами негры так конечно же не считают. Не все, но многие «черные» по-прежнему считают «белых» безжалостными угнетателями, а себя – потомками рабов, так и не получивших заслуженных благ. Посему если и начнется Судная Ночь, то основными жертвами станут беззащитные афроянки, которых белые считают бессмысленной обузой. Именно так моделирует ситуацию режиссер Герард МакМюррей, и не нужно говорить, какой у него цвет кожи.
Причем изначальная расстановка сил не кажется настолько однозначной. Вот вам «чёрный» психопат, которому в ночь длинных ножей все равно кого резать – светлых, темных, мужчин, женщин и т.д. А еще на горизонте событий маячат бессовестные дилеры негритянской наружности, которые за грош мать родную продадут. Но все эти криминальные маргиналы – лишь исключения из общего правила, декларирующего, что «снежки» по определению распоследние гниды, а «черные» — братья, за которыми правда и истинная сила. Поэтому межрасовое месилово буквально происходит под лозунгом «Покажем этим белым засранцам, что мы свой родной дом отыметь не дадим!»
Режиссер не гнушится дуболомной прямолинейности, доводя действие до абсурда. Правительственные наемники все как один «white people», часть из которых одеты в псевдонацистскую форму, а некоторые по прикиду просто вылитые ку-клукс-клановцы (!). Сами негры вопят о Судной Ночи, что «это очередная уловка, чтобы заткнуть рот чернокожим!», а подлые организаторы злорадствуют в штабе – «да-да, нужно уничтожить это отребье, чтобы правительству не тратиться на пособие и льготы». При это отправленные чистильщики-киллеры настолько нерасторопные, что уличные афрогопники гасят их пачками, особо не напрягаясь, а самих самоотверженных «чернышей» могут завалить разве что исподтишка брошенные боевые дроны.
«Судную ночь. Начало» можно посмотреть как бессмысленную стрелялку с местами неплохими экшен-сценами, но воспринять всерьез ее гуманистический посыл просто невозможно. Истерика «Правительство плохое, потому что оно «белое», а «черные» для них – тупая скотина!» в наше время малодейственна, просто в силу того, что множество темнокожих личностей добилось больших высот в искусстве, бизнесе, спорте, науке и политике. В эпоху толерантности расизм перестал быть массовой проблемой, и тем более забавно слышать в «Судной ночи» рассуждения о дискриминации от наркоторговцев (это примерно половина «хороших» героев), которым; а) предложили деньги за участие в эксперименте, б) дали возможность свободно покинуть район на время «чистки», если они не хотят в ней участвовать, в) оставили кучу оружия, чтобы защищаться. Таким образом режиссер создал лишь бурю в стакане воды, которая тронет разве что таких же «белоненавистников», а другие просто скажут режиссеру – «Герард, ну что ты несешь? Бесишься, что тебе до сих пор «Оскар» не дали?»
Написано интересно и с юмором — с удовольствием прочитал. Пока все части «Судной ночи» мимо меня прошли — казалось, что это лишь вариация на тему «Королевской битвы».
По большому счету если и смотреть, то только первую часть, хотя и она не идеальна. Но оригинал — именно крепкое остросюжетное Кино, жесткое, цепляющее, не тупое и без истерических перегибов.