Сегодня Стивену Кингу исполнился 71 год. Ура! В качестве виртуального поздравления обсудим новую книгу Кинга «Секретные окна», вышедшую в издательстве АСТ. «Новую» — это сильно сказано, потому что оригинал вышел в далеком 2000-м году – еще до падения башен-близнецов. Фактически в прошлом веке. Почему же перевод появился только сейчас?
«Секретные окна» — не роман и не сборник рассказов. Он даже не имеет отношения к «Тайному окну, потаенному саду» или к фильму «Тайное окно». Это набор самых разнообразных эссе, предисловий, интервью и публичных выступлений, начиная с рассказов Кинга, написанных им в двенадцать (!) лет. Кому это будет интересно? Всем тем, кто уже прочел «Пляску смерти» и «Как писать книги» — другие «непридуманные» книги Великого и Ужасного Короля Ужасов.
Сначала о том, что не очень понравилось. Книга не такая уж большая – 543 страницы малого формата. Но в нее добавлены «наполнители» — не вредные, но и не совсем нужные добавления, такие, как внушительный кусок книги «Пляска смерти», или рассказы «Баллада о гибкой пуле» или «В комнате смерти». Это прекрасные рассказы, но они уже опубликованы и прочитаны – зачем давать их «в нагрузку».
Зато посмотрим на всё остальное! Тут есть где разгуляться. «Писатель в жанре ужасов и десять медведей» 1973 года дает классификацию десяти самых распространенных ужасов («медведей») вроде боязни темноты и боязни крыс, а также порядком устаревшую, но трогательную информацию о том, как отправить свой рассказ в мужской журнал вроде Playboy или Penthouse.
«По случаю превращения в бренд» (1980) дает интересную интерпретацию самого Кинга о том, как ему удалось поймать волну успеха, и почему из него «сделали» именно «Короля Ужасов». Довольно подробно можно узнать о деталях написания первых романов Кинга – «Кэрри», «Жребий Салема» и «Сияние» — а также о десятке НЕопубликованных романов, написанных в то же время.
«Запрещенные книги и другие заботы» (1986) дает любопытный обзор двух категорий книг – которые заставляют читать в школе (в американской, в данном случае) и о книгах, которые читателям хочется прочесть самим. Между ними – пропасть, но некоторым книгам удается через нее перескочить… иногда с возрастом. Уверен, будь Кинг знаком с нашей школьной системой, он бы наверняка включил в первый список «Войну и мир»…
Очень занятно читать интервью и выступления Кинга – живые и искренние, в которых он напрямую разговаривает с читателями, шутит, стебется и вообще радуется жизни.
На страницах «Тайных окон» можно прочесть (иногда с повторами) как Кингу пришла в голову идея написать «Оно», «Куджо», «Жребий Салема», «Сияние», «1408», «Крауч-Энд» и многие другие вещи. Можно узнать, что он водил своих детей в возрасте 8-9 лет на фильмы ужасов вроде «Челюстей» (стоит ли удивляться, что сейчас они тоже пишут хоррор). Сможете узнать, что именно хотел сказать Кинг, когда в одном из интервью якобы сказал, что «все мои читатели – извращенцы» (сказал, но фраза была вырвана из контекста). Научитесь начинать свои тексты с хлесткой фразы. А если вы когда-нибудь встретитесь с Кингом лично, узнайте заранее, какие вопросы он терпеть не может (Номер 1: «Откуда вы берете идеи»).
В целом, «Секретные окна» можно сравнить с выходом музыкального альбома группы, где собраны «кавер-версии», редкие синглы, «стороны Б», рабочие сессии и прочие «бонусные материалы», которые совершенно не интересны постороннему человеку, и представляют настоящую ценность для Постоянного Читателя. Вы ведь такой и есть?
Да, по ходу прочитать это в любом случае стоит. Я несколько раз прочел «Как писать книги», но, увы, так и не осилил «Пляску смерти, не пошло.