Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Катарсис — рецензия на фильм «Пылающий» (Burning, 2018 г.)

 

Пылающий - кадр 1Действие фильма режиссера Ли Чхан-дона происходит в Южной Корее, неизбежно летящей в капитализм, в чём отличие фильма от почему-то напоминающего его своей атмосферой «Входа в пустоту» Гаспара Ноэ.

Молодой человек попадает в моральную зависимость к девиантной девушке, развлекающейся с чувствами других, и исследующей, насколько далеко может зайти её власть над ними, и этими играми с самолюбием, с ожиданиями, ревностью или соперничеством, она, вызывая ложное чувство любви у одного и углубляя право на безответственность у другого, создаёт настолько взрывоопасную ситуацию, что фильм «Пылающий» можно по праву считать высококачественным психологическим триллером.

Пылающий - кадр 2Но что же может быть банальнее истории, тысячу раз повторяющейся и на экранах, и в реальной жизни почти у каждого, начиная с «Берлинского романа» Лилианы Кавани и заканчивая «500 днями лета» Марка Уэбба или «Keith» Тодда Кесслера, — фильмов, достаточно глубоко затронувших и тему неуютной неоднозначности боли из-за любовных игр с чувствами и рассудком, и тему о лёгком и бездумном уничтожении мира другого человека, который в этом «сам виноват», и не потому, что «позволил», а потому, что слабак, и о невозможности ничем защититься от этого, и об одиноком ужасе, что каждый день незаметно открывает нам тревожный и абсурдный ад на Земле, что до невыносимости никому не объясним, да и как различить его невооруженным глазом? Но «Пылающий», неуловимо переходя от изображения повседневного абсурда бытия, неожиданно показывает и другое, ежедневное, незаметное, нарастающее рабство человека, когда он становится рабом самого себя, потому что заглянул в бездну, заглянувшую в него, и трагичность изображения пойманной в эту теплицу души делает фильм триллером в триллере.

Пылающий - кадр 3Фильм показался мне и преодолением идеи пустынь Антониони, и победой над недосказанностью экзистенциалистов у Годара, и всех этих интерпретаций «приходящих с дождем» в духе нового фильма «Дом, который построил Джек» Триера, и нагнетания «красоты черного цвета» до упоения саморазрушением у Звягинцева, прославляющих неуправляемость и несвободу людей от самих себя. Этот фильм — уравновешивание и возвышение над всеми недорисованными маленькими неправдами современного актуального искусства, и он — путь к растворению внутренних иерархий, к порядку в хаосе, в трансценденцию из тревожности, и в его своеобразной странной трансгрессии имеется уже реальный, жизненный выход в подлинность, до изображения которой, на мой взгляд, почти дошёл кинематограф только в «Забриски Пойнт».

Пылающий - кадр 4«Пылающий» — это погружение в реальность почти до синестезии, свойственное многим предшественникам, и в нём до мельчайших деталей выверено, с полной концентрацией, без малейшей ряби сознания, непродуманности или непроявленности всё то, что происходит в жизни буквально с каждым человеком, вплоть до обстановки кухни или почти ощутимого запаха через экран выхлопных газов на шоссе, запаха бомж-пакета в забегаловке у Джонсу или кошачьего лотка у Хэми, от чего мы откуда-то знаем, что Бойлер реален, и тревожащий аромат свечей страшных посиделок у Бена,

Пылающий - кадр 5— когда в душащей обстановке лживой вечеринки гостям уже нечего сказать, и мы с замиранием сердца чувствуем, как случается непоправимое, — смешивается с запахом благовоний, пасты и вина. Это и запах стерильности стирального порошка в ванной, где на тошнотворном контрасте с ним в коробке ужасно горькие фенечки девушек, которых больше нет, и это так кружит голову главному герою, что перехватывает и наше дыхание, — но все же не оставляя зрителя в безысходности бессеротонинового шока, как любили делать предшественники своими лютыми «безнадёгами».

Другим полноправным героем фильма наряду с живыми предметами, запахами и мыслями, пожалуй, становится Музыка.

Пылающий - кадр 6Если великий Антониони запрещал музыку к фильмам, то Ли Чхан-дон решил этот вопрос иначе — музыка Моуга и Майлса Дэвиса в фильме сама является невидимым персонажем, и она почти тот самый мандарин, который демонстрирует героиня нам в самом начале в кафе. И тревожность повествования оттеняется музыкой с самого начала, — мир предельного жуткого одиночества каждого человека, — рефреном отражается и в буддийской мантре, постоянно звучащей во всех ключевых моментах фильма.

Жизнь каждого из нас — это всегда триллер, она всегда непредсказуемо болтается на грани между бытием и небытием, но спрячься в полуразрушенной деревне как в детстве под знакомым теплым одеялом, слушай радио о спасительном убежище коммунизма в соседней Северной Корее, и звучи сам как постоянная мантра, молящаяся всесильности иллюзий, и ты выиграешь, ты уравновесишь самого себя, уживаясь с абсурдом. Но не надолго. Мир неизбежно вторгнется и туда, в твоё убежище, и подвергнет испытанию все психологические эскапизмы детства, что и происходит с главным героем.

Пылающий - кадр 7Ставил ли режиссер себе такую цель или это произошло случайно? И Мураками, по роману которого сделан фильм, и сама Азия, мне всегда казались очень православными, но в лучшем смысле этого явления, потому что азиаты — это лучшая версия нас самих, русских. Это русские параллельного мира, будь то Китай или Корея, или Казахстан, а буддизм — лучшая версия православия, более честная, жесткая и потому работающая. Здесь нет компромиссов, — от Звягинцева, — ведь ты не пройдёшь у него по скрипучему снегу, несмотря даже на акцентированную явную трагедию, — до китча российских телесериалов, что почти отменяет чувствительность целой нации, одурманивает обыденностью как наркозом, и атрофирует почтение к бытию, — нет, в этой версии России, в Корее, в «Пылающем» — скрипучий снег в последних кадрах до реалистичности конкретен, и красив, и честен, как и объятия героев перед лицом вечности одного из них, как кровь, как обнаженность и тошнота другого, — и мы воспринимаем происходящее как акты некой высшей чистоты, и эти кадры пронзают душу восторгом полной законченности, как и в самом начале фильма поражает и даже шокирует законченностью тревожное состояние ловушки, в которую мы так или иначе все пойманы, как пойманы и эти трое.

Пылающий - кадр 8«Пылающий», завершая трансформацию кинематографа рождением, возможно, нового жанра, синтезируя попытки предшественников в нечто совершенно алхимическое, и, как гусеница бабочку, — производя на свет что-то другое, — возвещает, может быть, новую киноэпоху, ведь после него снимать и писать «как раньше» станет уже очень скучным. Фильм «закрывает гештальт» прошлого, и выводит зрителя к интегральности, к растворению границ между воспринимаемым и воспринимающим, а показав нам непредсказуемую и страшную Жизнь, которая и так известна каждому из нас на своем опыте, и усиливая состояние обреченности, но не смирения с абсурдом, — он вызывает желание вырваться за пределы майи, что было бы невозможным в европейском кино, но становится возможностью в дзен-традиции, и повторение Soohyun`s Theme как будто даёт на это надежду.

Страница фильма «Пылающий» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

5 комментариев Катарсис — рецензия на фильм «Пылающий» (Burning, 2018 г.)

  • Эндрю Вулф

    Довольно любопытно. До этого не знал об этом фильме, так что спасибо.

  • Привет, Эндрю! Давно вспоминала наше общение. Фильм вообще-то мог и Пальму получить, в Каннах он зашел жюри в индивидуальном порядке. Но в официальном… Они были вынуждены выбрать «Магазинных воришек», а не его.

    • Эндрю Вулф

      Дарова. А у тебя есть имя попроще — я такой псевдоним прочитать не могу.
      Южнокорейское кино интересное, хотя и не для слабонервных местами.

  • Хорошо, что такие картины выходят у нас в официальный кинопрокат, пусть и не с размахом комиксов. Людям нужна пища и для души и для ума, а не только разлекуха и пропаганда, как думает минкульт…

Добавить комментарий для Ælfflæd Ceridwen Отменить ответ

  

  

61 − = 51