Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Бремя фантомной боли — отзыв на мистический триллер «Нога» (1991 г.)

 

По мотивам новеллы Уильяма Фолкнера

Нога - кадр 1Мотив фантомных двойников, отделившийся от человека части тела, уже совсем не нов (ну возьмем «Нос» Гоголя, к примеру), но в рецензируемой «Ноге» всё же кинорежиссер делает немного иной подход, тонкий и стилистически умный. Воин-афганец в зоне боевых действий потерял ногу. Естественно нога захоронена там, на чужой афганской земле. Солдат же жив, возвращается в мирную жизнь, пытается вписаться в неё, но через некоторое время фантомная боль потерянной ноги накрывает его с головой. И вот уже на суд зрителя обрушивается ядреный коктейль из сновидений, грез, и фантомов, чудящихся Валере так, будто это его воскресшая нога приняла чужеродный облик, чтобы отомстить ему за то, что оставил в земле чужой.

Нога - кадр 2И как не странно, через все эти наслоения проступает твердый шов крепкого триллера, которые некоторые фэны считают основоположником жанра хоррор в новом кино, а вовсе не «Семью вурдалаков» или «Пьющих кровь». Вообще в «Ноге» настолько лютое смешение жанров, что он одинаково может прочитываться и как серьезная драма с постафганским синдромом, и как мистический жанровый триллер с игрой в фантомных двойников, и что самое парадоксальное, еще с одной стороны; как сюрреалистическая фреска, немного фрагментами похожая на нечто из парадоксального творчества Киры Муратовой.

Нога - кадр 3Кинорежиссер Никита Тягунов до «Ноги» целое десятилетие снимавший только телеспектакли, в своей единственной и, к сожалению, последней киноработе выложился так, что картина по выходу для многих действительно стала культовой. Именно здесь, а не в поздних картинах, игру Ивана Охлобыстина признают воистину гениальной. И каким же кинорежиссеру нужно быть гением, чтобы в канву одного сюжета вместить мотивы гофмановские, кафкианские, гоголевские в конце концов! И пусть нога не принимает здесь так уж явно человеческие черты, как, например, в «Носе» Гоголя, её присутствие, как неукротимой силы возмездия, легко прочитывается. А герой мучается также от того, что ему приходилось в Афгане убивать и детей, и стариков, мучается нешуточно. И фантомная нога здесь символ и раскаяния и возмездия одновременно, а также учитывая, что снимался в самый пик распада великой страны, ассоциации, как говорится, очевидны. Хотя довольно примитивно было бы считать, что солдат из «Ноги» — олицетворение страны, потерявшей в конфликтах существенную часть себя. Нет, такая аналогия слишком упрощает всё, хотя некоторые критики пытались привязать её к данному фильму.

Нога - кадр 4Иван Охлобыстин играет здесь своего солдата реалистически-неврастенически, без кривляния и комикования, совершенно, как и подобает играть надломленных персонажей в подобного рода фильмах. Из поздних его работ как не странно близок солдату из «Ноги» неврастенический философ-маньяк из телесериала «Грач». Если только чуть пофантазировать и представить, что это якобы один и тот же человек, несмотря на то, что у маньяка ног две, то этому очень легко поверить.

Нога - кадр 5Так о чем же повествует этот замечательный фильм? Да он о бремени фантомной боли, от которой не застрахован ни один человек на земле. И это не обязательно часть тела, это может быть часть родины, часть прочего, чего угодно. Валера, он ведь только один из многих миллионов, такая среднестатистическая единица, но именно на его долю выпало бремя боли за содеянное даже и не им. А в реальности, если вдуматься, сколько имели мы таких Валер и скольких безвозвратно потеряли!

Нога - кадр 6Еще один лейтмотив фильма, тоже очень важный — бессмысленность и беспощадность войны. Прошедший военный ад никогда не станет прежним. Ну и конечно нога — это как бы еще не самая страшная потеря. Потеря себя — вот истинный ад, преследующий человека со всей беспощадностью, уже даже в заведомо мирной жизни.

Прекрасный жанровый фильм, снятый на заре возрождения жанра ужасов и триллеров. Прекрасные актерские работы, метафорические откровения, культовый статус, немного конечно поблекший за тридцать лет, к просмотру рекомендовать можно.

Страница фильма «Нога» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Бремя фантомной боли — отзыв на мистический триллер «Нога» (1991 г.)

  • Еще страшно дополнительно узнавать, что и режиссер и сценарист фильма ушли из жизни совсем не старыми людьми…

    Мне почему-то раньше казалось (на уровне очень скудных сведений), что этот фильм вообще черная комедия. Но теперь из текста вижу, что это абсолютно не так…

    И еще сравнительно недавно для меня Охлобыстин был только «доктор Быков». А теперь всё больше и больше узнаю о его совсем других ролях.

  • Никогда не знала об этом фильме, от одной только этой рецензии чувство душераздирающее, а еще и Алексей написал, что создатели фильма прошли через это сами. Честь им и слава…

Добавить комментарий

  

  

− 2 = 8