Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Пробуждение — отзыв на сюрреалистически страшный мультфильм «Стеклянная гармоника» (1968 г.)

 

Стеклянная гармоника - кадр 1Назначение искусства — пробуждать, пробуждать высокое в сердцах людей, пробуждать даже среди засилья тьмы и мрака. Именно об этом снимал свой второй мультфильм Андрей Хржановский, и снимал таким методом, что по выходу картины получил на свою голову град неудовольствия от властей. Картину запретили, на двадцать лет положили на полку. Во-первых, она действительно по визуалу страшна, по крайней мере для того времени, во-вторых снять такую картину, пусть даже и в самом начале брежневского застоя, было потрясающей смелостью.

Стеклянная гармоника - кадр 2Коснемся самого визуала картины; маленький городок без зелени, будто бы весь закатанный в серое полотнище бетона, из которого, как обрубки, торчат уродливо нелепые здания. Столь же уродливы и жители городка, его население в сущности — это персонажи самых кошмарных картин мирового искусства, Босха, Брейгеля, Магритта. Гипертрофированные уроды, сочетающие в себя черты и животных, и людей, и весь этот паноптикум смертельно боится странного безлицего человека в котелке, который как страж хранит этот странный город от любого вторжения извне. В этот странный мирок уже приходил музыкант со стеклянной гармоникой, пытаясь пробудить звуками музыки заколдованные души, но был убит человеком в котелке, и вот приходит второй. И хотя человек в котелке пытается препятствовать ему, человек с гармоникой побеждает, его музыка пробуждает спящие души уродов, и под воздействием музыки этот паноптикум чудовищ превращается в лучших персонажей эпохи возрождения, в светлоликих Богов и так далее.

Стеклянная гармоника - кадр 3В этом фильме Хржановского не следует искать христианских аллюзий как некоторые пытались. Христа здесь заменяет искусство, человек с гармоникой в сущности оно и есть. По поводу же человека с котелком можно найти много аналогий — власть, богатство, сила, не суть важно. Хржановский проводит главную мысль, актуальную кажется вечно; искусство всегда, во все времена, будет сильнее золота и алчности. Алчность, ее символом здесь становится памятник желтой монете, такой же в сущности нелепый, как и все остальные здания здесь, но возможно это только на первый взгляд. Ведь если она здесь поставлена, значит уродливое население городка наверняка ей поклонялось.

Стеклянная гармоника - кадр 4Такое резкое противопоставление духовного и материального начала было вполне в духе шестидесятнических настроений и рождало все новые и новые страшные аллюзии. От фильмов-фантасмагорий Хитрука «Человек в рамке», тоже направленного против чиновничьего произвола, и «Истории одного преступления», где доминировала наболевшая социальная тематика, к фильмам Хржановского с их социальной фантасмагорией, к лентам семидесятых и восьмидесятых, с их все более безумным визуалом. А далее были Саакянц — «В синем море, в белой пене», Петров — «Шкатулка с секретом», «Калиф-Аист», и многие другие. И на их фоне «Стеклянная гармоника» видится даже не такой уж страшной. Но это не так; прошло полвека с момента выхода и запрета «Стеклянной гармоники», и к своему ужасу мы видим она не потеряла своей актуальности. Те же люди в котелках по-прежнему пытаются оградить нас от чего-то высокого и возвышенного. Культуру постепенно замещает суррогат, и лишь одинокие трубадуры своими гармониками пытаются переродить кого-то… Иногда это получается.

Страница фильма «Стеклянная гармоника» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

19 − 13 =