С приходом перестройки в новом российском кино возник термин — социальный хоррор или триллер («Нелюдь или в раю запрещена охота», «Сатана», «Мементо мори» и еще ряд таких же подобных. По справедливости следует сказать, многие были не столько страшны, сколько ужасающе депрессивны. То, что было в жизни в эпоху перестройки, киношники брали и, не приветствуя сантименты, переносили на экран.
В этой переносимой на экран правде жизни не было ничего плохого, на первый взгляд, да и помысел благороден — показать проблемы, жизнь обычных людей в эпоху переломленного сознания. Вот только людям, и без того жившим трудно, на грани, конечно хотелось отдушины, сказки. Но продюсеры нового российского кино народ не слушали, в моде были депрессивные сюжеты, мрачнуха, кровища, неуставные отношения, ну и прочее. Потому-то пересматривать многие перестроечные фильмы в нашем времени ну просто невозможно! Ну разве что какие-то упертые кинолюбы это делают. Фильмы снимались на потребу дня, укоренены в своем времени прочно, время прошло, и ценность их разве что в качестве документа времени.
Возвращаясь к «Мементо мори». Этот фильм все же отличается от прочей перестроечной чернухи, потому что в нем сильна некая смысловая нагрузка. Я бы рискнул назвать этот фильм анти-«Прикосновением», он тоже весь пронизан темой смерти, в кадре грязные дворы маленького провинциального городка, мрачные кладбища, заброшенные строения. Кажется в этом мирке, тусклом как грязное окно, солнце даже не светит, весь маршрут движения старшего поколения — работа, дом и пивная, конечно это куда как узнаваемо. Мальчишки же, главные герои фильма, единственным развлечением считают шатание по заброшенкам и железным дорогам, где вскоре один из них нелепо гибнет. Испугавшись возмездия, мальчишки закапывают его вдоль полотна железной дороги. Нет, по дальнейшему развитию сюжета призрак погибшего мальчишки не приходит к друзьям. Но отныне вся их жизнь, и без того несладкая, превращается в некое сожительство со смертью за плечами.
Надо отдать должное режиссеру, он выстраивает видеоряд так, что кажется, что герои стали невольными заложниками смерти, и жизни их, как в «Пункте назначения», получили только отсрочку. Кажется, всё окружающее вокруг, сама природа, шепчет беззубым ртом — «Мементо мори, Мементо мори», будто нет уже не цветения жизни, не будущего, а есть только одна дорога в ад горького воспоминания того, что они сотворили. Ужасно мрачная, ледяная по тону, депрессивная картина, которую не порекомендуешь ни взрослому, ни ребенку, упаси Боже! Не хоррор, но бьет по психике крепче хоррора. И если ты посмотрел картину, то задаешь себе единственный вопрос; зачем это снято? Ещё раз лишний раз напомнить мне, зрителю, что я смертен? Внезапно смертен? По-моему, каждый человек на земле и так это знает. А просмотр картины с подобным сюжетом, что нового может нам сказать о щекотливой теме смерти? Да нечего!
Картина эта печальна известна еще и тем, что на ней прямо во время съемок скоропостижно умер юный молодой актер Володя Думчев, вот и не верь после этого в мистику. Но справедливости ради следует сказать, что не все так уж плохо в этом фильме, юные актеры сыграли очень хорошо, режиссер по-разному показывает их отношение к ситуации, в которую они попали; тут и подлость, и трусость, и предательство, а с другой стороны раскрытие лучших человеческих качеств в юных душах. Картина получила несколько наград на фестивале подросткового кино, но я думаю, было бы гораздо лучше, если бы режиссер чередовал мрачность с солнечными, напоенными светом жизни, эпизодами, а так всё получилось слишком однобоко, и пересматривать картину не тянет.
Добавить комментарий