Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Мастер ускользающих сновидений — о творчестве мультипликатора-сюрреалиста Андрея Хржановского

 
Андрей Хржановский

Андрей Хржановский

Андрей Хржановский дебютировал в мультипликации в двадцать семь лет, в 1966-м году острой античиновничьей сатирой «Жил-был Козявин». И это было смело, новаторски, не по-советски остро, да так, что спазм брал за горло. Вообще непонятно, как такой фильм могли выпустить на экран в то время, аллюзии на чиновничью тупость в этом фильме были столь очевидны, что диву даешься! Наряду с новаторскими фильмами Федора Хитрука, фильм произвел революцию в мультипликации, эра добрых мишек и пионеров-пупсиков резко закончилась.

Жил-был Козявин

Жил-был Козявин

Действительно назрело, к тому времени в мультипликации действительно уже нужно было что-то менять, и очень сильно менять. И история о чиновнике, так боящемся нарушить предписание свыше, что он ради этого по прямой обогнул земной шар, разрушая все на пути, пришлась кстати. Перед зрителем предстал жутковатый, пугающий не на шутку мир чиновничьего беспредела, где люди обезличены, где параграф, как сказочный персонаж, затаившись где-то, незримо правит этим театром абсурда, и держит всех на коротком поводке. Это было с одной стороны смело, новаторски, а с другой вполне в духе бунтарства шестидесятничества. А Андрей Хржановский по сути конечно и был одним из представителей этого легендарного поколения.

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника

Где-то в чем-то картина очень сильно перекликалась с ранними фильмами Хитрука, и в частности с «Историей одного преступления». Кто хочет, может пересмотреть обе этих картины и сравнить, они в общем по теме разные, но общие точки пересечения у них несомненно есть. Следующую работу Хржановского «Стеклянная гармоника» я безусловно назвал бы самым страшным мультфильмом в истории советской мультипликации, несмотря на то, что фильм о том, как власть и алчность растлевают людей, и о духовном возрождении, которое приносит Искусство. В фильме использованы работы старых мастеров — Босх, Пинтуриккио, Магрит, Дюрер и др. Тема благородная, однако этот мультфильм, однозначно для взрослых, пугает настолько, что детей от него, упаси Бог, держите подальше. Фильм весь насквозь аллегоричен и сюжет выстроен на противостоянии музыканта, пытающегося гармоникой пробудить души уродов мировой живописи, тех, которых нарисовали Босх, Брейгель, Магритт и прочие, и равнодушного безлицего человека в котелке. В конце концов музыкант с гармоникой конечно побеждает, и образины со страшных полотен превращаются в возвышенные образы со полотен эпохи возрождения. Стилистически подобный ход понятен, но сама техника исполнения выполнена настолько в духе столь ненавистного Советской власти понятия, как хоррор, что фильм положили на полку, зрители увидели его только в перестройку.

День чудесный

День чудесный

В последующих двух работах Хржановский обратился к переосмыслению творчества Пушкина, но опять же сделал все это весьма необычным способом. Он оживил посредством мультипликации дневниковые записи и письма Пушкина, оживил знаменитые рисунки, начертанные на полях. Буквы черновика превращались в условные пейзажи, нарисованные персонажи, в том числе автопортреты самого Пушкина, оживали, дрались на дуэли, влюблялись, танцевали мазурку. Буквы на глазах зрителя превращались в персонажей, персонажи же наоборот в буквы. Хржановский попытался в этой работе подать нам, зрителям, в том числе юным, живого, нехрестоматийного, не плакатного Пушкина, попытался ухватить суть его натуры, двойственной, в которой уживалось кажется всё, и веселье, и трагедия, а помимо этого еще много чего…

Дом, который построил Джек

Дом, который построил Джек

В детстве, как помню, смотреть на это было и весело, и немного жутковато. Бегающий чернильный Пушкин-человечек долго давал повод для различных интересных аллюзий в подрастающем разуме. Подобная мультипликация, еще раз повторюсь, вредна для детской психики, она сугубо взрослая. В последующих работах Хржановский обращается к теме классического английского юмора и ставит ленты для более детской аудитории. «Дом, который построил Джек» и «Чудеса в решете» — эти ленты немного отличаются от того, что ставил Хржановский ранее. Они по стилю более веселые, не страшные, но все выстроены на почве классического англичанского абсурдизма. Видно, что режиссер сильно пытался ухватить суть этого явления, оторвавшись логикой от всего, что навязывала советская система стереотипов. Впрочем почти тоже самое в то время пытались делать и в художественном кино, ну тот же «Шерлок Холмс», например, чаще всего советские режиссеры любили сбегать в кинематографическую Англию. Она всем была как-то ближе, Английским безумием, Английским безумием ну и т д…

Чудеса в решете

Чудеса в решете

В лентах по знаменитым английским стихам Хржановский представляет нам парад алле странных клоунообразных уродцев. Коровы, воробушки, коты, которые живут в странной вселенной некоего Джека, перемещающегося с места на место и носящего весь этот странный мир и не менее странных созданий в собственной шляпе. Время от времени он все это оттуда достает и разворачивает в объемный мир. Точно прочитывается здесь аллюзия на Демиурга, на Божество. Когда Джеку надоедают все эти создания (а они довольно-таки шумливые), он быстренько сворачивает их всех и прячет в шляпу, продолжая бродить по белому пространству один.

Королевский бутерброд

Королевский бутерброд

В «Чудесах в решете» в искрометной форме короткого рассказа автор высмеивает такие пороки, как жадность, глупость, обжорство. Уродцы, подобные Робину Бобину Барабеку, несмотря на неприглядный вид, больше свойственный чудовищу, чем человеку, и здесь не пугают маленького зрителя, скорее их как бы жалко. Темному миру порока в этих лентах мастера всегда найдется альтернатива в виде мудрости и добродетели.

Пейзаж с можжевельником

Пейзаж с можжевельником

В конце восьмидесятых Хржановский создает мультфильм «Пейзаж с можжевельником», посвященный памяти своего друга Юло Соостера (1924-1970). Этот замечательный эстонский художник активно использовал в своем творчестве методы сюрреализма а так же иногда пугающие образы. В биографическом мультфильме оживают картины, наброски, и записи Соостера, образуя на экране причудливый и чуть пугающий мир художника, но они по замыслу Хржановского хорошо раскрывают суть жизни и замыслов мастера живописи.

Полтора кота

Полтора кота

В годы перестройки и развала Хржановский почти ни снимал, занимаясь преподаванием, а последние его на данный момент работы — мультфильм «Полтора кота» (2002 г.), где в причудливой прорисовке рассказана история путешествий Иосифа Бродского по временам и эпохам со своим котом. То есть этакая сюрная фантасмагорическая, с элементами биографии, фантастика. И уж совсем конкретно в полуигровом-полумультипликационном фильме, последнем на данный момент в фильмографии режиссера, рассказана история детства, взросления и становления Иосифа Бродского, он называется «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину».

Бабочка

Бабочка

P. S. Кто-то когда-то назвал Андрея Хржановского «мастером ускользающих сновидений». Если смотреть его фильмы в строгой последовательности, то действительно возникает подобная аллюзия. Первые его фильмы по крайней мере действительно похожи на зыбкие и очень страшные сновидения, где царствуют законы тьмы и причудливые уродцы. Но по мере того, как он снимал дальше, фильмы оставались такими же причудливыми по прорисовке, но становились добрее. Возможно это связано с переменами в стране, возможно с тем, что в душе мастера что-то происходило. Впрочем тогда подобные метаморфозы происходили в душах многих мастеров. Творчество этого замечательного мультипликатора еще подлежит осмыслению, большому осмыслению.

Избранная фильмография : фильмы Хржановского, наиболее близкие к жанру «хоррор».
«Жил-был Козявин» (1966 г.)
«Стеклянная гармоника» (1968 г.)
«Бабочка» (1972 г.)

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

3 + 4 =