Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Демонический косарь и чертово во всех смыслах колесо… — отзыв на мистический хоррор «Доминус» (1989 г.)

 

Доминус - кадр 1Одна из последних в Советском Союзе экранизаций Рэя Брэдбери. После «Доминуса» было еще нефантастическое «Вино из одуванчиков», ну или полуфантастическое. «Доминус» это — альманах из двух новелл, двух экранизаций рассказов великого Брэдбери. Альманах этот сделан с упором на новомодные тогда фильмы ужасов, советского, кстати, ещё производства.

«Хозяин»
То, что изображение в «Хозяине» такое блеклое и тусклое — сделано нарочно, дабы усилить эффект ужасающего. Кинорежиссер данной новеллы Александр Хван в дальнейшем прославился как мастер триллера — «Дюба-Дюба», «Умирать легко», «Шатун», а эта новелла была его первой работой. История об обычном вроде бы фермере (Виктор Евграфов, прославившийся ролью демонического Мориарти), переехавшим с семьей на заброшенную ферму из-за долгов, из бытовой темы плавно перетекает в тему всекосмического масштаба. Фермер обнаруживает заброшенное поле, которое начинает регулярно косить, даже не подозревая, что поле имеет демоническое свойство. От каждого взмаха косы фермера, где-то на ином конце света вспыхивает война и гибнут народы. Но поле питает, поле делает свое дело, и вряд ли фермер, даже узнав о страшном назначении поля, откажется от его обработки…

Доминус - кадр 2О том и пытается нам донести мысль Брэдбери, а вослед за ним и экранизаторы. Новелла про косаря очень неспешная, в духе перестроечных фильмов, притча-страшилка чуть-чуть с закосом под стиль Тарковского; медленные неспешные планы, совсем неторопливый монтаж. Но под влиянием Тарковского тогда были многие кинематографисты, а с приходом развала в кино, под стиль этого гения стали маскировать нищету бюджетов.

Ну может быть и слава Богу, что косарь до поры до времени не догадывается, что стал по сути жнецом дьявола, ибо перед ним встал столь нелегкий во всех отношениях выбор материальное благополучие собственной семьи или благополучие всего мира. Фильм от такого перфоманса только выиграл, перейдя в более философскую глубину, а так это все-таки более страшилка, рассчитанная на совсем другой эффект. Но все же следует оговориться, первые наши фильмы в новом для того времени жанре страшилок ужасающе несовершенные, подчас сварганенные просто на коленке, задевают и по сей день своей неподдельной искренностью, об этом мы не раз уже писали. «Доминус» также из этого числа фильмов, которые не забываются.

Доминус - кадр 3«Чертово колесо»
«Чертово колесо», поставленное женщиной-режиссером — совсем иное дело, здесь вообще вступают в силу законы хоррора. И право обидно, что Марина Цуцурмия не продолжила работать в подобном жанре. Говорю так потому, что «Чертово колесо» понравилось больше, чем «Хозяин». При том как раз-таки в «Чертовом колесе» никаких философских глубин, никакой тарковщины. Это стилистически крепкая жанровая страшилка, снятая вполне по западным лекалам.

Подростки из американской глубинки замечают, что хозяин парка развлечений, запуская Чертово колесо, стремительно молодеет. Как и подобает жанру, они пытаются разгадать тайну, что приводит к непредсказуемым и драматическим последствиям. Следует еще сказать, что многие замечали, будто атмосфера в фильме как бы не брэдберевская, а скорее кинговская. Хотя Брэдбери не хуже Кинга умел в произведениях создавать атмосферу страшного, согласитесь. Но кажется Цуцурмия, создавая эту новеллу, новаторски усвоила все законы западных жанров, которые в то время еще многими только открывались. И пусть эти уроки местами отдают штамповкой, но зато это честная попытка научиться чему-то в таком трудном жанре, как хоррор.

Заключение. Мистический хоррор-альманах, снятый в годы активного возрождения жанрового кино в новой России. К сожалению, перестройка и годы развала в стране и в кино не дали развиться многим хорошим начинаниям. Одним из них мог бы стать жанр мистического хоррор-альманаха. Но «Доминус» по сути остался единственным его представителем.

Страница фильма «Доминус» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

+ 26 = 28